Сила мышц зависит от нескольких факторов. Основной из них — физиологический поперечник мышц. Практически это означает, что чем мышца толще, тем большее напряжение она может развить. Однако не всегда бывает так, поскольку сила мышцы зависит и от другого фактора — нервной регуляции, осуществляемой соответствующими отделами коры больших полушарий головного мозга.
Нервная регуляция, в свою очередь, определяется тремя различными показателями: количеством «включаемых» в работу мышечных волокон (так называемых двигательных единиц), частотой нервных импульсов, поступающих в мышцу по нервным путям из центральной нервной системы, и степенью синхронизации (совпадения) усилий всех двигательных единиц, принимающих участие в напряжении мышцы.
Под влиянием импульсов, поступающих в мышцу по двигательным (эфферентным) нервным путям, мышца сокращается с определенным заданным усилием и на заданную длину. Правильность выполнения движения контролируется соответствующими нервными клетками (рецепторами) мышцы, информация от которых по чувствительным (афферентным) нервным путям поступает в головной мозг. По таким же нервным путям мышца получает сигнал и к расслаблению. Однако даже неработающая мышца всегда сохраняет некоторое напряжение, называемое мышечным тонусом.
Важной физиологической характеристикой силы является ее возрастная динамика. Известно, что сила детей и подростков с возрастом увеличивается и иногда к 17—19 годам достигает уровня взрослых (табл. 27). Это объясняется тем, что к данному времени юноши достигают высокой степени физического развития, имеют хорошо развитую систему мышц.
Таблица 27. Возрастные изменения некоторых силовых показателей
Возраст (в годах) |
Динамометрия правой кисти (кг) |
Становая сила (кг) |
11—13 13—15 15—17 17—19 19––21 21—25 |
22—24 24—36 36—46 46—50 50—55 55—58 |
72—84 84––111 111—144 144—158 158—168 168––175 |
Еще более интересна возрастная динамика относительной силы. По некоторым данным, этот показатель у подростков 13–14 лет благодаря их низкому собственному весу нередко приближается к показателю взрослых. Очевидно, это одна из важнейших причин, объясняющих возможность достижения в детском и юношеском возрасте высоких спортивных результатов в ряде видов спорта, где решающую роль в силовой подготовленности играет не абсолютная, а относительная сила (плавание, прыжки в воду и некоторые другие).
Вайцеховский С. М. Книга тренера. М.: Физкультура и спорт, 1971. С. 144-146.