В связи с тем, что организм подростка находится в стадии формирования, необходимо применять строго дозированные физические упражнения. Поэтому при развитии тех или иных физических качеств важно учитывать состояние нервно-мышечного аппарата, сердечнососудистой системы, психики и их взаимодействие в процессе двигательной деятельности (В. П. Филин, 1974).

Следовательно, подготовка юных штангистов, направленная преимущественно на развитие физических качеств, должна строиться с учетом не только требований, предъявляемых тяжелоатлетическим спортом, но и возрастных особенностей подростков и юношей.

Развитие быстроты

Для тяжелоатлета одним из важнейших качеств является быстрота — способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени.

Важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов (Н. В. Зимкин, 1956; В. С. Фарфель, 1959, 1960, и др.). Экспериментальными исследованиями были выявлены важные закономерности возрастной динамики развития основных физических качеств у детей и подростков (В. С. Фарфель, 1959, 1960). Так, показатели быстроты движения круто возрастают у детей с 7—8 до 13—14 лет (скорость однократного движения, высота подпрыгивания, частота постукиваний).

Совершенствуясь с возрастом, быстрота достигает наибольшего уровня развития к 13—14 годам. Развитию этого качества в подростковом возрасте необходимо уделять особое внимание. Любое упражнение, используемое с целью развития быстроты, надо выполнять в предельно быстром или околопредельном темпе (для данного момента тренировки).

Исключительное значение на этапе начальной подготовки штангистов имеет обучение подростков технике выполнения упражнений. По В. С. Филину (1974), формирование двигательных навыков у них создает необходимую основу для дальнейшего совершенствования рациональных движений, созревания двигательного анализатора.

В тренировочный процесс включаются разнообразные прыжки: в длину с места, разбега, толчком правой, левой ногами, подскоки с тяжестями и без них, подвижные и спортивные игры, акробатические упражнения, бег с низкого и высокого старта, многократные приседания с тяжестями и без них и др.

Исследования, проведенные Н. А. Бернштейном (1947) и В. С. Филиным (1974), показали, что в возрастной период 8—12 лет повышение уровня развития максимальной быстроты обусловлено главным образом увеличением частоты движений.

У 13—15-летних уровень развития быстроты повышается в основном за счет развития скоростно-силовых качеств и силовых качеств. Следовательно, в тренировках подростков 12—13 лет быстроту целесообразно развивать путем использования упражнений, стимулирующих повышение частоты и скорости движений.

Особенно эффективно совершенствуется это качество, если упражнения даются в соревновательной и игровой форме.

Л. С. Дворкин. Юный тяжелоатлет.– М.: ФиС, 1982. 160 с. - Глава VI. Развитие физических качеств. Развитие быстроты. С. 130-131.