В связи с тем, что организм подростка находится в стадии формирования, необходимо применять строго дозированные физические упражнения.
Поэтому при развитии тех или иных физических качеств важно учитывать состояние нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, психики и их взаимодействие в процессе двигательной деятельности (В. П. Филин, 1974). Следовательно, подготовка юных легкоатлетов, направленная на развитие физических качеств, должна строиться с учетом возрастных особенностей подростков.
Исключительное значение на этапе начальной подготовки легкоатлетов имеет обучение подростков технике выполнения упражнений. По В. С. Филину (1974), формирование двигательных навыков у них создает необходимую основу для дальнейшего совершенствования рациональных движений, созревания двигательного анализатора.
В тренировочный процесс включаются разнообразные прыжки: в длину с места, разбега, толчком правой, левой ногами, подскоки с тяжестями и без них, подвижные и спортивные игры, акробатические упражнения, бег с низкого и высокого старта, многократные приседания с тяжестями и без них и др.
При воспитании скоростно-силовых способностей у юных легкоатлетов 12-13 лет предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию "скоростного барьера". Большую ценность в силу этого представляют сюжетные подвижные, а позже и спортивные игры.
Игры характеризуются постоянно варьирующими условиями проявления скоростно-силовых способностей, поэтому позволяют более эффективно воздействовать на их развитие. Присущий играм эмоциональный фон и коллективные взаимодействия также способствуют максимальному проявлению скоростно-силовых способностей.
При направленном воспитании физических качеств и функций следует придерживаться следующей последовательности педагогических воздействий:
- первыми по ходу учебно-тренировочного занятия (начиная с подготовительной части) подлежат воспитанию быстрота и формы ее проявления, гибкость, ловкость (для оптимального функционирования нервно-мышечного аппарата и «свежего» психоэмоционального состояния);
- далее (по мере нарастания утомления) следует использовать упражнения на воспитание скоростно-силовых и силовых способностей; при этом «скоростные» нагрузки и упражнения должны предшествовать силовым;
- заключительная фаза основной части может быть посвящена воспитанию выносливости, так как эффект от упражнений на выносливость возрастает по мере утомления и на его фоне (С. С. Коровин, П. П. Тиссен, Н. В. Мишнаевский, 1999).
Скоростно-силовые упражнения у детей необходимо сочетать с упражнениям на расслабление мышц. Следует учить их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания подчеркнуто расслаблять мышцы голени).
Средством заключительной части учебно-тренировочного занятия служат разнообразные физические упражнения, главной методологической особенностью которых является их контрастность по отношению к предыдущей деятельности: после анаэробных нагрузок — упражнения аэробного характера (медленный бег, дыхательные упражнения); после значительных физических и психоэмоциональных нагрузок — упражнения, связанные с расслаблением участвующих в работе мышечных групп, психогигиенической саморегуляцией (аутотренингом).
Сущность регулирования психофизических нагрузок в учебно-тренировочных занятиях с юными бегунами заключается в оптимизации соотношения объемов физических упражнений, их интенсивности и интервалов отдыха между их выполнением; в соответствии нагрузок подготовленности и половозрастными особенностями занимающихся, а также дидактическим задачам обучения, воспитания и развития.
Основные методологические особенности регулирования психофизической нагрузки можно объединить в следующие группы (С. С. Коровин, П. П. Тиссен, Н. В. Мишнаевский, 1999):
1. Регулирование нагрузки путем внесения изменений в содержание спортивной деятельности при стабильных внешних условиях ее выполнения. В этой связи следует выделить ряд методических приемов, суть которых — изменение (упрощение, усложнение) исходных и конечных положений, амплитуды, направления, темпа и скорости движений; увеличение (уменьшение) времени на выполнение действий и величины усилий; смена методов выполнения (игровой, соревновательный); увеличение (уменьшение) количества повторений упражнения и их суммарного количества; введение дополнительных заданий; сочетание (чередование) разнообразных физических упражнений и т.п.
2. Регулирование нагрузки за счет изменения внешних условий осуществления спортивной деятельности: увеличения (уменьшения) количества групп и количественного состава группы; использования многопропускных снарядов; увеличения количества инвентаря, оборудования, мест занятий; использования внешних отягощений и сопротивлений (набивные мячи, гантели, эспандеры, упражнения в парах и т.д.); интенсификации образовательного процесса (совмещение объяснений, обсуждений и замечаний с практикой выполнения); размеров пространственных границ физкультурно-спортивной деятельности (увеличение-уменьшение площадок для игр, высоты препятствий и т.п.); изменения характера рельефа поверхности и качества естественной обстановки (бег в гору, по снегу, воде, по пересеченной местности и т.п.); проведения состязаний с заведомо сильным (слабым) противником.
3. Регулирование нагрузки на основе изменения интервалов отдыха. При уменьшении интервалов отдыха последующая нагрузка суммируется (в известной мере) с предыдущей, что приводит к ее увеличению; при увеличении интервалов отдыха достигается обратный эффект. Реализация этого направления регулирования нагрузки предусматривает качественную оптимизацию самого отдыха. Так, для его полноценности используют различные формы активного и пассивного отдыха, приемы психорегуляции, самомассаж и т.д. Кроме того, содержание отдыха обусловлено содержанием занятия и имеет особенности, связанные с обучением двигательным действиям, воспитанием физических качеств.
Примечательно, что между объемом и интенсивностью нагрузки, задаваемых физическими упражнениями, существует обратно пропорциональная зависимость, что методологически важно в процессе ее дозирования и регулирования (повышенный объем тренирующих воздействий предусматривает низкую их интенсивность и наоборот).
Определение психофизической нагрузки, а также оценка эффективности ее регулирования осуществляются на основе некоторых внешних проявлений утомления, показателей пульсометрии и характера «физиологической кривой», данных общей и моторной плотности тренировочного процесса.