В связи с тем, что организм подростка находится в стадии формирования, необходимо применять строго до­зированные физические упражнения. 

Поэтому при раз­витии тех или иных физических качеств важно учиты­вать состояние нервно-мышечного аппарата, сердечно-­сосудистой системы, психики и их взаимодействие в процессе двигательной деятельности  (В. П. Филин, 1974). Следовательно, подготовка юных легкоатлетов, направленная на развитие физических качеств, должна строиться с учетом возрастных особенностей подростков.

юный легкоатлетИсключительное значение на этапе начальной подго­товки легкоатлетов имеет обучение подростков технике выполнения упражнений. По В. С. Филину (1974), фор­мирование двигательных навыков у них создает необхо­димую основу для дальнейшего совершенствования ра­циональных движений, созревания двигательного ана­лизатора.

В тренировочный процесс включаются разнообраз­ные прыжки: в длину с места, разбега, толчком правой, левой ногами, подскоки с тяжестями и без них, подвиж­ные и спортивные игры, акробатические упражнения, бег с низкого и высокого старта, многократные присе­дания с тяжестями и без них и др.

При воспитании скоростно-силовых способностей у юных легкоатлетов 12-13 лет предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполне­ния. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной ско­ростью может уже в детском возрасте привести к образованию "скорост­ного барьера". Большую ценность в силу этого представляют сюжетные подвижные, а позже и спортивные игры.

Игры характеризуются постоян­но варьирующими условиями проявления скоростно-силовых способностей, по­этому позволяют более эффективно воздействовать на их разви­тие. Присущий играм эмоцио­нальный фон и коллективные взаимодействия также способствуют макси­мальному проявлению скоростно-силовых способностей.

При направленном воспитании физических качеств и функций следует придержи­ваться следующей последовательности педагогических воздействий:

  • первыми по ходу учебно-тренировочного занятия (начиная с подготовительной части) подлежат воспитанию быстрота и формы ее проявле­ния, гибкость, ловкость (для оптимального функционирова­ния нервно-мышечного аппара­та и «свежего» психоэмоционального состояния);
  • далее (по мере нарастания утомления) следует использо­вать упражнения на воспитание скоростно-силовых и силовых способностей; при этом «скоростные» нагрузки и упражнения должны предшествовать силовым;
  • заключительная фаза основной части может быть по­священа воспитанию выносливости, так как эффект от упражнений на выносливость возрастает по мере утомления и на его фоне (С. С. Коровин, П. П. Тиссен, Н. В. Мишнаевский, 1999).

Скоростно-силовые упражнения у детей необходимо сочетать с упражнениям на расслабление мышц. Следует учить их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания подчеркнуто расслаблять мышцы голени).

Средством заключительной части учебно-тренировочного занятия служат разно­образные физические упражнения, главной методологической особенностью которых является их контрастность по отноше­нию к предыдущей деятельности: после анаэробных нагру­зок — упражнения аэробного характера (медленный бег, ды­хательные упражнения); после значительных физических и психоэмоциональных нагрузок — упражнения, связанные с расслаблением участвующих в работе мышечных групп, пси­хогигиенической саморегуляцией (аутотренингом).

Сущность регулирования психофизиче­ских нагрузок в учебно-тренировочных занятиях с юными бегунами заключается в оптимизации соотно­шения объемов физических упражнений, их интенсивности и интервалов отдыха между их выполнением; в соответствии нагрузок подготовленности и половозрастными особенностя­ми занимающихся, а также дидактическим задачам обучения, воспитания и развития.

Основные методологические особенности регулирования психофизической нагрузки можно объединить в следующие группы (С. С. Коровин, П. П. Тиссен, Н. В. Мишнаевский, 1999):

1. Регулирование нагрузки путем внесения изменений в содержание спортивной деятельности при ста­бильных внешних условиях ее выполнения. В этой связи сле­дует выделить ряд методических приемов, суть которых — изменение (упрощение, усложнение) исходных и конечных положений, амплитуды, направления, темпа и скорости дви­жений; увеличение (уменьшение) времени на выполнение дей­ствий и величины усилий; смена методов выполнения (игровой, соревновательный); увеличение (уменьшение) количества повторений упражнения и их суммарного количества; введение дополнительных заданий; сочетание (чередование) разнообразных физических упражнений и т.п.

2. Регулирование нагрузки за счет изменения внешних ус­ловий осуществления спортивной деятельно­сти: увеличения (уменьшения) количества групп и количест­венного состава группы; использования многопропускных снарядов; увеличения количества инвентаря, оборудования, мест занятий; использования внешних отягощений и сопро­тивлений (набивные мячи, гантели, эспандеры, упражнения в парах и т.д.); интенсификации образовательного процесса (совмещение объяснений, обсуждений и замечаний с практи­кой выполнения); размеров пространственных границ физ­культурно-спортивной деятельности (увеличение-уменьшение площадок для игр, высоты препятствий и т.п.); изменения ха­рактера рельефа поверхности и качества естественной обста­новки (бег в гору, по снегу, воде, по пересеченной местности и т.п.); проведения состязаний с заведомо сильным (слабым) противником.

3. Регулирование нагрузки на основе изменения интерва­лов отдыха. При уменьшении интервалов отдыха последую­щая нагрузка суммируется (в известной мере) с предыдущей, что приводит к ее увеличению; при увеличении интервалов отдыха достигается обратный эффект. Реализация этого на­правления регулирования нагрузки предусматривает качест­венную оптимизацию самого отдыха. Так, для его полноцен­ности используют различные формы активного и пассивного отдыха, приемы психорегуляции, самомассаж и т.д. Кроме того, содержание отдыха обусловлено содержанием занятия и имеет особенности, связанные с обучением двигательным дей­ствиям, воспитанием физических качеств.

Примечательно, что между объемом и интенсивностью нагрузки, задаваемых физическими упражнениями, существу­ет обратно пропорциональная зависимость, что методологи­чески важно в процессе ее дозирования и регулирования (повышенный объем тренирующих воздействий предусматри­вает низкую их интенсивность и наоборот).

Определение психофизической нагрузки, а также оценка эффективности ее регулирования осуществляются на основе некоторых внешних проявлений утомления, показателей пульсометрии и характера «физиологической кривой», данных общей и моторной плотности тренировочного процесса.