Учет возрастных особенностей юных боксеровУчебно-тренировочная работа по боксу с подростками и юношами может быть успешной лишь в том случае, если преподаватель хорошо знает возрастные особенности юных боксеров и учитывает эти особенности в занятиях.

В зависимости от возраста занимающихся подбираются упражнения, различные по величине нагрузки и степени трудности, а также по самому характеру и методам выполнения.

Половое созревание подростков начинается у мальчиков в 12—14 лет и длится 2—3 года.

В 15—16 лет происходит усиленное развитие эндокринной системы, оказывающей влияние на функции головного мозга. Усиливается и деятельность половых желез, а также щитовидной железы, гормоны которой являются фактором роста.

Физическое развитие в период полового созревания изменяется значительно. С 13—14 лет происходит активный рост в длину. Годичные прибавки роста достигают 8 см, а в отдельных случаях 12—15 см. Вес также увеличивается (до 14—15 лет на 1—2 кг, а затем до 18 лет на 8 кг и более в год).

Грудная клетка растет в передне-заднем и боковом размерах. Продолжает увеличиваться мускулатура.

К 15 годам вес мышц достигает 32,6% общего веса, значительно возрастает сила мышц рук. Костная система особенно интенсивно развивается в связи с ростом тела в длину. Более всего растут кости нижних конечностей.

Наступают изменения и в сердечно-сосудистой системе. Начиная с 12—14 лет повышается двигательная деятельность, вызывая усиленное развитие сердца. К 15 годам сердце увеличивается почти в 15 раз по сравнению с сердцем новорожденных.

В период полового созревания темп роста сердца превышает темп роста кровеносных сосудов. Артериальное давление повышается в результате сопротивления относительно узких сосудов. В 12 лет максимальное давление равно в среднем 103 мм и минимальное — 62 мм, а в 15 лет соответственно 110 и 70 мм. Пульс становится реже. В 12 лет в среднем он составляет 80, а в 15 лет — 74 удара в минуту. Устанавливается ритм сердечных сокращений. Продолжает оставаться легкая возбудимость сердца из-за преобладания симпатических влияний.

Часто наблюдаются сердцебиение, дыхательные аритмии, экстрасистолии, функциональные систолические шумы. Обычно с окончанием полового созревания все эти явления исчезают.

Число дыханий у подростков составляет в среднем 19—20 в минуту. Жизненная емкость легких нарастает с 1900 см3 в 12 лет до 2700 см3 в 15 лет.

Состав крови у подростков иной, чем у взрослых: меньше гемоглобина (73—84%), больше лейкоцитов и лимфоцитов.

У подростков бывают всевозможные отклонения от нормального развития, которые обязательно следует учитывать в занятиях.

Окостенение скелета подростков далеко не закончено; из-за податливости костей усилия, постоянно действующие на скелет при выполнении физических упражнений, могут деформировать его и привести к нарушениям осанки. Преподаватель должен стремиться устранить сутулость учеников, пользуясь специальными упражнениями для исправления осанки.

Из-за еще незакончившегося окостенения трубчатых костей, хрящей носа, а также из-за того, что связки кистей и локтевого сустава еще не окрепли, сильные и резкие удары для подростков более опасны, чем для взрослых. Такие удары, сотрясая вестибулярный аппарат подростков, который еще недостаточно развит, могут вызвать падения и нокауты, что совершенно недопустимо. Тренер должен особенно тщательно следить, чтобы в условных и учебных боях на ринге партнеры наносили друг другу быстрые, но не сильные удары.

Необходимо постепенно подготавливать связки подростка к предельно быстрым движениям, вводя специальные упражнения для связок рук. В то же время нужно ограничить те упражнения, которые способствуют чрезмерному развитию силы, так как это может задержать рост костей в длину. Следует добиваться равномерного развития всего тела подростка.

Нередко у подростков возникает так называемое физиологическое плоскогрудие, которое в дальнейшем постепенно исчезает. Преподавателю нужно стараться как можно скорее ликвидировать его, вводя в занятия специальные дыхательные упражнения, способствующие развитию грудной клетки. В возрасте 15—16 лет дыхание бывает более поверхностным, поэтому надо содействовать увеличению его глубины.

У подростков нередко происходят нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы. Такие нарушения могут быть вызваны несоответствием между массой тела, длиной кровеносных сосудов и размерами сердца. Нарушения эти нередко обусловливаются высокой подвижностью и быстрой утомляемостью центральной нервной системы подростков.

Неустойчивость сердечно-сосудистой системы подростков и различные функциональные нарушения в деятельности сердца требуют осторожного подхода к выбору упражнений и величины нагрузки в уроках.

Для решения вопроса о занятиях физическими упражнениями и спортом надо знать об особенностях развития скорости, силы, выносливости, ловкости.

Изменения скорости, силы, выносливости, ловкости в процессе развития организма не происходят параллельно. В детском, подростковом возрастах особенно интенсивно развивается скорость, а в зрелом — выносливость и сила. На их развитие влияют занятия спортом.

Скорость движений с возрастом нарастает постепенно, но неравномерно. В 8—9 лет нарастание ее очень медленное, в 10—12 лет более интенсивное, а в 13—14лет опять замедляется. Наибольший темп нарастания скорости бывает в 15—16 лет и достигает максимума к 20—25 годам. Приступать к тренировкам на скорость можно по достижении хорошей общей физической подготовленности.

При систематических тренировках скорость возрастает в среднем на 30—60% и только в отдельных случаях на 100%.

Приспособляемость организма подростков и юношей к упражнениям на выносливость недостаточна: она гораздо меньше, чем у взрослых.

Нарастание силы происходит постепенно. Значительный прирост отмечается в конце периода полового созревания, когда за 2—3 года сила увеличивается на 12%. Тренировка повышает силу на 75—150%, а в отдельных случаях — в 3,5—3,75 раза. Ловкость развивается и становится достаточно выраженной к периоду полового созревания. К концу завершения интенсивного роста тела в длину налаживаются координационные связи коры головного мозга с двигательным аппаратом и восстанавливается ловкость.

Разносторонняя тренировка приводит к лучшим результатам в развитии скорости, силы и выносливости, чем односторонняя тренировка, направленная, например, на достижение скорости.

В занятиях с подростками следует очень осторожно применять упражнения, требующие высоких физических нагрузок (особенно упражнения для развития выносливости). Необходимо постепенно увеличивать нагрузки и строго последовательно располагать учебный материал по его трудности.

Упражнения боксера-подростка должны быть связаны с разнообразными передвижениями. В них обязательно надо включать элементы игры.

После нескольких месяцев непрерывных занятий или после выступления на открытом ринге обучаемым рекомендуется давать дни отдыха.

Координация движений у подростков часто бывает несовершенной. Важная задача обучения и тренировки юных боксеров — развить их двигательные способности, улучшить координацию движений. Подготовительная часть урока должна содержать большое количество упражнений (на ходу и на месте), развивающих координацию специальных движений.

В нервной системе происходят значительные сдвиги. Усложняется внутреннее строение мозга. Происходит энергичное структурное формирование нервных клеток коры, развитие ассоциативных волокон, осуществляющих связь отдельных областей коры между собой. Все более совершенствуется протекание основных нервных процессов. Усиливается внутреннее торможение, контроль над эмоциями, но возбуждение продолжает оставаться доминирующим. Происходит развитие и усложнение второй сигнальной системы. Проявляется стремление к сложным видам труда.

В психике подростка также наблюдаются значительные изменения, которые должен учитывать тренер: возбудимость и реактивность высших отделов центральной нервной системы подростка повышены, и это проявляется в эмоциональной насыщенности его поступков, в неустойчивости поведения и настроения, в быстрой утомляемости, в повышенной раздражительности, в некоторой сумбурности и неточности действий.

Неустойчивость психики подростка заметна в его меняющемся отношении к тренировке, в отсутствии сосредоточенного внимания к обучению, во внезапно появляющейся и исчезающей подавленности; часто подросток утрачивает веру в свои силы, особенно после проигрыша в соревнованиях, теряется перед выступлением на ринге и т. п.

Преподавателю необходимо вести систематическую работу с подростком, развивая у него во время обучения технике и тактике сосредоточенное внимание к упражнениям, борясь с неустойчивостью настроения, с неровностью в поведении и нервозностью перед соревнованиями.

В связи с изменениями в центральной нервной системе развивается интеллект подростка. Формируется характер, причем особенно сильно развиваются его общественные черты (чувство коллективизма, дружбы, справедливости и т. п.). Подросток приобщается к общественной жизни, принимает в ней деятельное участие.

Очень характерно для его психики в этот период стремление к героике, к мужественным и романтичным поступкам, желание быть во всем самостоятельным и нередко заметное обострение самолюбия. Характерен также и несколько повышенный интерес к себе, что иногда превращается в чрезмерное выпячивание своих качеств и пренебрежение к окружающим.

Преподаватель должен уметь использовать эти, часто противоречивые, черты психики подростка для того, чтобы успешно обучать и воспитывать его.

Появившаяся у подростка потребность участвовать в общественной жизни поможет преподавателю в создании прочного коллектива секции бокса, объединяемого общими интересами и чувством дружбы. Стремление к героизму, известный романтизм и примеры героических поступков выдающихся боксеров будут еще больше стимулировать интерес к занятиям. Надо воздействовать на самолюбие подростка, ставя перед ним определенные задачи и указывая на то, что его поведение будет отрицательно оценено коллективом, если он не выполнит их. Однако нужно бороться с ложным самолюбием, которое часто проявляется в подростковом и юношеском возрастах: нежелание выполнить указание товарища, признать свою вину и извиниться, стремление сохранить о себе хорошее мнение товарищей, отличающихся дурным поведением.

Необходимо бороться и с чрезмерной эмоциональностью учеников, ведущей к ослаблению контроля над собой, грубости к товарищам и т. п.

Важная особенность подростков (и в значительной степени юношей) — их способность копировать действия, отдельные движения и поведение в целом взрослых товарищей, снискавших популярность и уважение. Преподавателю надо использовать эту способность к подражанию, обучая подростков технике, тактике, общеразвивающим упражнениям. Нужно воспитывать нравственность юных боксеров, показывая образцы правильного поведения. В то же время необходимо бороться с подражанием дурному, что также бывает распространено среди подростков.

Литература

  1. Бокс. Учебное пособие для ДСШ и школьных коллективов физической культуры. / Под ред. Л. Г. Трипольского. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – 255 с.
  2. Бокс. Программа для детско-юношеских спортивных школ. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 96 с.
  3. Вайцеховский С. М. Книга тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 312 с.
  4. Коровин С. С., Кабачков В. А. Профессиональная физическая культура и формирование личности. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 1998. – 258 с.
  5. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. –– М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  6. Мынарски В. Факторная структура кондиционных способностей детей и молодежи 8–18 лет // Теория и практика физической культуры, 1994, №10. – С. 29-35.
  7. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
  8. Никоноров Б. Методические рекомендации по обучению боксеров новичков. – М., 1999. – 64 с.
  9. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ.. – / Под ред. В. Л. Карпмана. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 349 с.
  10. Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.
  11. Фомин И. А. Физиология человека. Учебное пособие для ин-тов. –– М.: Просвещение, 1982. – 320 с.
  12. Чудинов В. А. Физическое воспитание начинающего боксера. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 45 с.
  13. Шатков Г. И., Ширяев А. Г. Юный боксер. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 192 с.

www.fizkulturaisport.ru