В современной педагогической практике подвижные игры используются на начальном этапе формирования двигательной функции детей, а также при определении способностей к овладению спортивными навыками (Железняк Ю. Д., 1960; Портных Ю. И., 1960; Зинин А. М„ Кераминас С. А., 1964, Коротков И. М., 1971; Кудряшов В. А., Мирошникова Р. М., 1967; Бриль М. С., 1968).

Отличительными особенностями игр является их естественность и общедоступность, большая образовательная и воспитательная ценность. Даже самые сложные спортивные игры по существу являются лишь высшими формам к обыкновенных подвижных, игр. Занятия играми под руководством преподавателя не грозят какими-либо серьезным переутомлением, так как в играх всегда имеется возможность для кратковременного отдыха и саморегулирования детьми своей нагрузки. При анализе игры неоднократно подчеркивалось, всестороннее влияние на организм занимающихся. Особенно велико положительное воздействие баскетбола на растущий организм детей и подростков, (Портных Ю. И., 1960).

Проведя исследование, Ю. И. Портных (1960) предположил, что при соблюдении известных условий, обучение игре в баскетбол можно начинать с детьми в возраст 9-10 лет.

В связи с популяризацией мини-баскетбола, стали появляться рекомендации по снижению нижней возрастной границы до 8-9 лет (Пинчук А., 1971; Федотов Б. В., 1971). Предложения эти были вызваны тем, что подготовка резервов в спорте требует длительного, многолетнего совершенствования, поэтому необходимо своевременно выявлять способных детей к данному виду двигательной деятельности. Это позволит наилучшим образом обеспечивать планомерную подготовку спортсменов (Озолин Н. П., 1970; Стонкус С.5 1970; Зельдович Т. А., 1972).

Мордмиллович Л. Ф. (1975) предлагает использовать баскетбол как средство физического воспитания в силу его доступности детям 8-9 лет. Но для обучения этому виду целесообразно применять подвижные игры, способствующие формированию у детей широкого диапазона двигательных навыков. Решающее значение в овладении навыками и воспитании интереса к баскетболу имеют, по ее мнению, устойчивые эмоциональные проявления детей, выражающиеся в бодром настроении желании бороться за достижение поставленной цели, точности в движениях, а также их целенаправленностью, инициативностью и общительностью.

Для проведения начального отбора в ДЮСШ по баскетболу были предложены первоначальные занятия подвижными играми, по результатам которых предполагалось давать рекомендации одаренным детям, для дальнейшего продолжения тренировок уже в спортивных школах (Мордмиллович Л. Ф., 1975).

Одной из приемлемых форм оценки одаренности детей в практике отбора является тестирование, которое, несмотря на косвенность исследования качеств и свойств личности, вполне целесообразно ввиду достаточной надежности результатов, простоты применения и быстроты получаемой информации. На начальных стадиях отбора пригодны однократные тестовые испытания (Бриль М. С, 1968) если они отвечают следующим требованиям:

  • одни и те же функции испытуемых исследуются в различных по характеру проявлениях и отражаются различными показателями тестов;
  • в итоговой оценке испытуемого синтезируется наиболее полный комплекс необходимых в игровой деятельности функций.

Целесообразной формой тестирования при отборе в спортивных играх следует считать подвижные игры (Бриль М. С. 1968).

И. А. Водянникова (1978) обращает внимание на прогностическую значимость показателей, определяющих способность юных баскетболистов к специфической ориентировке. С целью совершенствования системы отбора в ДЮСШ, на основе комплексного подхода ею была изучена структура способностей детей к ориентировке в условиях сложной двигательной деятельности. Игровая ориентировка баскетболиста в наибольшей степени обеспечивается временем простой и сложной двигательной реакции, временем дифференцирования, объемом поля зрения, оперативным мышлением, временем специфических двигательных действий.

О выявлении тесной связи времени простой и сложной двигательной реакции с показателями способности распределять и переключать внимание замечает Кричфалуший М. В. (1979). Чем короче латентный период двигательных реакций, тем быстрее испытуемый решает ситуационные задачи, тем шире у него границы периферического зрения. Координация и быстрота двигательных действий в большой степени определяют эффективность выполнения игровых действий.