Современная игра бадминтониста предъявляет высокие требования не столько к общей выносливости, сколько к специальной выносливости, умению вести игру в быстром темпе и достаточно долго. Для достижения высокого уровня специальной выносливости спортсмену необходимо не только иметь высокий уровень отдельных свойств и способностей, но и уметь проявлять их в комплексе.
В бадминтоне в качестве показателей, определяющих уровень специальной выносливости, можно выделить следующие: а) сохранение скорости движения (перемещение на площадке, сила удара) по мере возрастания тренировочной или соревновательной нагрузки; б) сохранение и увеличение числа эффективных соревновательных действий. (26).
При воспитании специальной выносливости бадминтониста используют следующие упражнения:
– специально-подготовительные — движения, схожие по структуре с соревновательными (различного рода перемещения на площадке с имитацией различных ударов); перемещения из игрового центра по точкам с ударами по волану, подвешенному на различной высоте; прыжки, метания, повороты, наклоны, комплексы игровых упражнений, моделирующих соревновательную деятельность, и т. д.;
– соревновательные – движения, предъявляющие предельные требования ко всем системам спортсмена.
Соревновательная деятельность бадминтониста — это длительная интенсивная нагрузка, близкая к максимальной, работа анаэробного характера в условиях недостатка кислорода.
Установлено, что анаэробная работа в условиях кислородного долга выполняется с помощью двух взаимосвязанных биохимических механизмов — креатинфосфатного и гликолитического. А это значит, что тренировочная работа, направленная на улучшение специальной выносливости бадминтониста, предполагает прежде всего увеличение количества макроэнергетических соединений в мышцах, совершенствование алактатных возможностей; повышение процессов гликолиза, совершенствование лактатных возможностей. Для этой цели в спортивной практике используют специально подготовительные и соревновательные упражнения, выполняемые в определенных режимах (табл.1).
Выполняя упражнения, направленные на совершенствование алактатных возможностей, следует помнить, что паузы отдыха между кратковременными упражнениями 5–10 с должны быть достаточно длительными —1,5–2 мин. Объясняется это тем, что запасы макроэнергетических соединений в мышцах незначительны, а при работе они быстро истощаются, и поэтому для их восстановления требуется значительное время.
Таблица 1. Режимы тренировочной работы при совершенствовании анаэробных возможностей
Интенсивность (в % от максимальной) |
Направленность нагрузки |
Продолжительность работы (с) |
Упражнения в серии (раз) |
Серии (раз) |
Отдых (мин) |
||
Пауза между упражнениями (мин) |
Отдых между сериями (мин) |
||||||
100 |
Алактатная |
5-10 |
3-4 |
3-4 |
1,5-2 |
5-7 |
|
90-100 |
Алактатная и лактатная |
15-30 |
4-5 |
3-4 |
1-1,5 |
5-7 |
|
85-90 |
Лактатная |
30-60 |
4-6 |
4-5 |
0,3-1 |
5-7 |
|
85-90 |
Анаэробная и аэробная |
60-180 |
6-8 |
5-7 |
0,3-1 |
5-7 |
Используя упражнения, направленные на повышение возможностей гликолиза, поступают следующим образом: если работа продолжается 30 с, то по мере увеличения объема работы пауза отдыха сокращается до 45–60 с и доводится до 15–20 с; если пауза отдыха продолжается 30 с, то увеличивается или время, затрачиваемое на упражнение (45–60 с), или количество упражнений в серии (5–6). Делается это для того, чтобы поддерживать высокий уровень кислородного долга, чтобы каждое последующее упражнение начиналось на фоне значительных сдвигов в организме спортсмена. Если тренировочная работа будет проводиться с более длительными паузами отдыха, то стимулироваться будут дыхательные процессы, а гликолитические возможности будут совершенствоваться незначительно (табл. 1).