Каждая деятельность, в том числе спортивная, предъявляет к человеку ряд требований. Но любая деятельность развивается, совершенствуется. Так произошло в авиации, когда летчики пересели из тихоходной машины в реактивный самолет. Так происходит и в спорте.

Стоит припомнить кинокадры, которые запечатлели соревнования фигуристов в начале   века. Вызывают улыбку   не только форма участников, но и статичность, низкие скорости, простейшие элементы. То же можно сказать и о других видах спорта. Прогресс спорта настолько очевиден, что мы уже перестали удивляться каскадам тройных прыжков Е. Водорезовой, феноменальным скоростям Е. Куликова, прыжкам В. Яшенко выше 2 м 30 см и т. д.

В командных играх прогресс менее нагляден, но не менее весом. Он здесь идет во многом за счет новых тактических идей, совершенствования взаимодействия, повышения работоспособности. Естественно, меняются и требования, которым должен отвечать спортсмен. Эти требования, учитывающие динамику спортивной деятельности, и формируют спортивную пригодность.

Понятие пригодности предусматривает, что не только человек по своим данным подходит к той или иной деятельности, но и эта деятельность подходит для него. Пожалуй, наилучшее определение спортивной пригодности: «...это соответствие между индивидом и спортивной деятельностью, взаимное проникновение и стимулирующее воздействие спортивной деятельности на личность и личности на спортивную деятельность» (Н. Попов).

Существует немало примеров, когда ребенок, обладающий всеми необходимыми природными данными для спортивной игры, но не имеющий достаточной мотивации, уклоняется от спортивной деятельности, выбирая порой такую, которая в гораздо меньшей степени соответствует его возможностям. Поэтому одной из главных задач ориентации и является агитационно-пропагандистская и сугубо педагогическая работа, направленная на воспитание интереса у ребенка.

Спортивная ориентация связана прежде всего с комплексом мероприятий, направленных на подбор для человека тех видов спорта, которые в наибольшей мере соответствуют его желаниям, предрасположенности и способностям. Выявление этих факторов — специфическая цель ориентации. Достижение этой цели, с одной стороны, способствует решению проблемы взаимного соответствия личности и деятельности, с другой — помогает организационно в осуществлении отбора для отдельных видов спорта.

Спортивный отбор следует понимать как процесс определения соответствия способностей человека и особенностей данной спортивной дисциплины. Главный мотив спортивного отбора — стремление связать воедино творческий расцвет личности и высшие спортивные достижения.

Спортивная пригодность, спортивная ориентация и спортивный отбор имеют много взаимопроникающих характеристик. Однако они представляют собою вполне самостоятельные явления.

Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. - М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 10-11.