Выбор антропометрических показателей, или программа обследования, зависит от изучаемых возрастных контингентов. Обычно из всего многообразия антропометрических признаков выбирают ряд основных. Из соматометрических признаков определяют: длину тела (рост) стоя и сидя, массу тела, окружность груди; из физиометрических – жизненную емкость легких (ЖЕЛ), мышечную силу рук; из соматоскопических – состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног; осанка; развитие мускулатуры), степень полового созревания.
В зависимости от возраста детей программа обследования несколько меняется. Изучение физического развития детей преддошкольного и дошкольного возраста дополняется данными о развитии моторики, речи, но исключаются некоторые функциональные исследования (мышечная сила, ЖЕЛ). В программу исследования детей и подростков включаются функциональные пробы, определяется формула полового созревания и др.
Методика антропометрических исследований используется в гигиене детей и подростков для разработки стандартов мебели для дошкольных учреждений, учебной мебели и оборудования мастерских, для гигиенического обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и других предметов детского обихода. С этой целью производится детальное изучение размеров отдельных частей тела и их соотношения в возрастном аспекте. В ряде случаев эти исследования дополняются изучением функциональных возможностей детского организма. Последующий санитарный контроль за использованием оборудования, мебели, инструментария и пр. в соответствии с возрастными анатомо-физиологическими особенностями предполагает умение санитарного врача произвести соответствующие антропометрические исследования. Одним из основных требований при этом является их строгая унификация. Лишь единообразие приемов, использование точного, предварительно выверенного инструментария могут обеспечить достоверность полученных результатов.
Все антропометрические исследования производят на обнаженном ребенке в светлом, теплом помещении. Обследуемый при этом должен сохранять требуемое положение тела. Антропометрические исследования проводят в первой половине дня, так как длина тела к концу дня уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением сводов стопы, межпозвоночных хрящей, снижением тонуса мускулатуры, а масса тела увеличивается в среднем на 1 кг.
Поскольку антропометрические данные служат для решения весьма разнообразных проблем, то их объем и содержание могут значительно варьировать. В соответствии с программой исследования детей и подростов должна быть разработана регистрационная карта, являющаяся основным документом исследования. В карте необходимо указать название учреждения, которое проводит исследование, число и год проведения исследования. Об измеряемом записываются следующие необходимые основные сведения: пол, фамилия, имя, отчество, год рождения, место рождения, национальность, профессия. Степень подробности составления дополнительных сведений зависит от поставленной задачи в данном исследовании.
Антропометрические исследования принято производить двумя лицами: измерителем и помощником, они должны четко знать все детали исследования.