При изучении физических упражнений учебная деятельность школьника приобретает характер учебно-двигательной деятельности. Опираясь на теорию деятельности и ее роли в развитии человека, роли деятельности в учебном процесс, следует определить возможности физической культуры как школьного предмета и всей системы физического воспитания учащихся в формировании личности.
Современные психология и педагогика правомерно утверждают, что нравственная сущность человека проявляется в единстве его сознания, поведения и чувств. Педагогика физической культуры основывается на том факте, что разрыв, противостояние этих нравственных категорий ведут к трудновосполнимым потерям всего процесса воспитания. Гармоническое развитие нравственного поведения, сознания и чувств – сущность педагогики физической культуры, также как и всей педагогики.
Исследуя роль учебной деятельности в формировании нравственности у школьников, З. И. Васильева подчеркивает, что одним из главных ее источников в образовательном процессе является содержание учебной деятельности. С этой позиции содержание учебно-двигательной деятельности в системе физического воспитания представляется наполненным большими возможностями для решения задач формирования нравственности у школьников, так как включает в себя все многообразие интеллектуальных, познавательных, эмоциональных и моральных компонентов.
Другой подход к воспитывающему обучению состоит в понимании значения форм организации учебной деятельности на основе педагогики содружества, коллективистических отношениях. И при таком подходе физическое воспитание обладает значительным воспитывающим потенциалом, обусловленным особенностями самой учебно-двигательной деятельности, способами ее организации.
Одной из ведущих особенностей является наглядность исполнительной функции учебно-двигательной деятельности, когда поведение ученика видно учителю. Для практики воспитания это крайне ценно.
Особенностью учебно-двигательной деятельности является также отсутствие строго регламентированного в отличие от других школьных предметов общения учащихся. Наличие постоянных тесных контактов, многообразие и эмоциональность взаимоотношений открывают перед педагогом большие возможности для создания нужных ситуаций. Такие ситуации содержатся, например, в условиях соперничества, требующего соблюдения правил, норм спортивной этики, уважения к сопернику.
Творческое использование этих особенностей учебно-двигательной деятельности позволит учителю не только создавать конкретные воспитывающие ситуации, но и оперативно реагировать на поведение школьников.