Основными методами воспитания общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод (табл. 2).
Таблица 2. Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей (аэробной) выносливости в процессе физического воспитания детей 7—17 лет (по В. И. Ляху, 1998)
№ |
Метод |
Нагрузка |
Отдых |
Упражнение |
||||||||
п/п |
Число повторений |
Длительность |
Интенсивность |
(средство) |
||||||||
1 |
Слитного (непрерывного) упражнения |
1 |
Не менее чем 5—10 мин (I—IV кл.), 10—15 мин (V—IX кл.), 15—25 мин (X-XI кл.) |
Умеренная и переменная ЧСС во время работы от 120-130 до 160— 170 уд./мин |
Без пауз |
Ходьба, бег, передвижения на лыжах, езда на велосипеде, многократные прыжки через короткую скакалку и др. |
||||||
2 |
Повторного интервального упражнения |
3—4 (при хорошей подготовке больше) |
1—2 мин (для начинающих), 3—4 мин (для достаточно тренированных) |
Субмаксимальная ЧСС от 120-140 в начале до 170— 180 уд./мин |
Активный (бег трусцой, ходьба), неполный |
То же |
||||||
3 |
Круговая тренировка по методу длительной непрерывной работы |
Число кругов (1-3) |
Время прохождения круга от 5 до 10 мин, длительность работы на одной станции 30—60 с |
Умеренная или большая |
Без пауз |
Повторный максимум (ПМ) каждого упражнения (индивидуально): 1/2—1/3 ПМ (в начале), 2/3—3/4 ПМ (через несколько месяцев занятий) |
||||||
4 |
Круговая тренировка в режиме интервальной работы |
Число кругов (1-2) |
5—12 мин, длительность работы на одной станции 30—45 с |
Субмаксимальная переменная |
Отдых между станциями 30—60 с; отдых между кругами 3 мин |
Бег, многоскоки, приседания, отжимания в упоре, подтягивания в висе, упражнения с набивным мячом на гимнастической стенке и т.д. |
||||||
5 |
Игровой |
1 |
Не менее 5—10 мин |
Переменная |
Без пауз |
Подвижные и спортивные игры типа «Два мороза», «Мяч капитану», «Охотники и утки», «Мини-баскетбол» и т.п. |
||||||
6 |
Соревновательный |
1 (проводить не чаще 4 раз в год) |
В соответствии с требованиями программы |
Максимальная |
Без пауз |
6- или 12-минутный бег, бег на 600—800 м (I—IV кл.), 1000-1500 м (V—IX кл.), 2000-3000 м (X-XI кл.) |
||||||
Для развития специальной выносливости применяются (табл. 3):
1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);
2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);
3) соревновательный и игровой методы.
Таблица 3. Методы и характерные показатели нагрузки при развитии специальных видов выносливости (по В.И.Ляху, 1998)
Вид |
Нагрузка |
Отдых |
Упражнение |
Метод |
||
выносливости |
Число повторений |
Длительность |
Интенсивность |
(средство) |
||
Силовая (анаэробная-аэробная) |
От 10 до 15—30 раз |
От 10 до 30 с |
От средней до субмаксимальной |
Не полный, 20—40 с |
Круговая тренировка: 20—30 с — работа, 20 с — отдых |
Интервальный |
Скоростная, основанная на анаэробно-креатин-фосфатном энергетическом источнике |
3—5 раз |
От 8 до 45 с |
Максимальная |
Пассивный |
3x100 м, 4x60 м |
Повторный |
Скоростная, основанная на анаэробно-гликолити-ческом механизме энергообеспечения |
1 —2 раза |
От 45 с до 2 мин |
Субмаксимальная — 85—95% от максимальной мощности |
Не полный, 30-60 с |
Темповый бег 2х200м |
Интервальный |
Скоростная, основанная на анаэробно-аэробном механизме энергообеспечения |
1 —3 раза |
2—10 мин |
Средняя — от 60-65 до 70-75% от максимальной мощности |
Не полный |
Бег 2x3 мин, минимум 1 мин активного отдыха |
Интервальный |
Координационная |
1—3 раза |
2—10 мин |
То же |
Без пауз |
Игровые упражнения и игры, специально подобранные гимнастические упражнения и др. |
Игровой |
Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.
Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.
Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1—3 мин (иногда по 15—30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6—10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.
Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований.
Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.
Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2003. - 480 с. Глава 7. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ. 7.4. Выносливость и основы методики ее воспитания. - С. 109-112