Значительное место в системе физического воспитания детей, подростков и юношей должно быть отведено воспитанию мышечной силы — способности человека преодолевать сопротивление или противодействовать ему путем мышечного напряжения.
Проявления мышечной силы обусловлены уровнем развития силы и концентрированное нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата. Важную роль играют регуляция вегетативных функций, физиологический поперечник мышц и их сократительные способности. Мышцы могут проявлять силу без изменения своей длины (статический, или изометрический, режим), при уменьшении длины (преодолевающий, или миометрический, режим), при удлинении (уступающий, или плиометрический, режим).
По классификации В. М. Зациорского (1966) выделяются следующие виды силовых способностей: собственно силовые (статический режим, медленные движения), скоростно-силовые (динамическая сила, проявляемая в быстрых движениях).
Скоростно-силовые способности человека подразделяются на преодолевающие и уступающие (амортизационная сила) и способность проявлять большую величину силы в наименьший отрезок времени («взрывная» сила).
Воспитание мышечной силы, имеющей большое значение для всестороннего развития растущего организма, имеет важное значение в подготовке к производительному труду и в повышении спортивного мастерства. Как справедливо отмечает С. П. Летунов (1965), актуальность изучения проблемы силовой подготовки определяется запросами спортивной практики. Создание правильной системы силовой подготовки может явиться решающим фактором в повышении спортивных достижений в большинстве видов спорта.
На необходимость воспитания мышечной силы как фактора, способствующего гармоническому развитию растущего организма человека, указывали многие авторы (Ч. Коукер, 1960; Р. Клиф, 1960; А. Г. Цейтлин, 1963, и др.). По их мнению, силовая подготовка стимулирует дееспособность тканей, систем и организма в целом, способствует проявлению других физических качеств, совершенствованию координации движений и формированию правильной осанки.
При недостаточном уровне развития силы не обеспечивается должное развитие опорно-двигательного аппарата детей школьного возраста. Это препятствует успешному решению задач физического воспитания и спортивной тренировки. Важно сочетать гармоническое развитие всех мышц с развитием способности проявлять мышечную силу в определенных двигательных актах, учитывая при этом возрастные особенности развития мышечной силы детей школьного возраста.
Как указывает Р. Е. Мотылянская (1956), подбор силовых упражнений для подростков и юношей до 17—18 лет должен предусматривать гармоническое развитие мускулатуры и достаточное развитие у них мышечной силы соответствующими для этого возраста средствами.
По данным Ф. Г. Казаряна (1965), систематическая тренировка способствует развитию силы всех групп мышц, о чем свидетельствует наличие достоверной корреляционной связи между силой различных мышц во всех их соотношениях. Занятия спортом, стаж тренировки особенно влияют на развитие тех групп мышц, сила которых в процессе естественного развития возрастает слабо (в основном мышцы-сгибатели) .
Исследования А. В. Молькова (1948), Н. Н. Леонтьевой (1951, 1954), Н. В. Зимкина (1956). С. П. Летунова и Р. Е. Мотылянской (1961), С. П. Летунова, Р. Е. Мотылянской, П. М. Бабарина, В. А. Тишлера (1963), С. П. Летунова, Р. Е. Мотылянской (1964), А. В. Коробкова (1962) и др. были направлены на выявление возрастной динамики развития мышечной силы. Как показали исследования И. М. Яблоновского (1933, 1948, 1949, 1966), рост силы мышц относительно незначителен до 11 лет, но с 12 до 15 лет темп ее увеличения заметно возрастает.
Наиболее интенсивное развитие силы имеет место в 15—18 лет. По Н. В. Зимкину (1956), с 8 до 18 лет сила мышц увеличивается весьма значительно: сила мышц кисти рук — в 2,5 раза, становая сила — в 3,6 раза. В дальнейшем прирост силы оказывается небольшим: для мышц кисти рук — на 11,2%, для становой силы — на 12%. А. В. Коробков (1962) отмечает значительное увеличение силы в 12—15 лет и в ряде случаев в 15—18 лет.
По мнению этих специалистов, рост силовых показателей обусловлен увеличением мышечной массы. Существенное возрастание силы у детей в период полового созревания также связано с повышением скорости сокращения мышц, с совершенствованием способности их к длительным напряжениям статического характера. Повышающаяся способность к максимальному напряжению зависит от степени развития костно-мышечного аппарата, от функционального состояния нервных центров, регулирующих частоту, степень и объем мышечных сокращений.
По данным ряда авторов (Н. В. Зимкин, 1956; А. В. Коробков, 1962; С. И. Гальперин, 1965; Р. Е. Мотылянская, Л. И. Стогова, Ф. А. Иорданская, 1967, и др.), к 17—20 годам максимальная сила приближается к уровню ее развития у взрослых. По С. И. Гальперину (1965), сила мышц является наибольшей в 20—30 лет, что в значительной мере зависит от тренировки.
Как показали исследования А. В. Коробкова (1956), функциональные возможности различных групп мышц у одного и того же человека возрастают неодинаково. Одни группы мышц достигают довольно высокого уровня развития уже к 10—13 годам, другие — к 15 годам. По его данным (1958), показатели мышечной силы на 1 кг собственного веса к 13—14 годам при сгибании и разгибании большинства мышц близки к соответствующим показателям у людей 20—30 лет.
Наибольший темп изменения максимальной силы был обнаружен им в возрасте с 13—14 до 16—17 лет.
Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.С. 26-28.