В последние годы в спортивной практике появился новый весьма интересный метод воспитания силы, который получил название метода изокинетических упражнений. Как известно, максимальный тренирующий эффект при воспитании силы дают те упражнения, которые по структуре движения и характеру прилагаемых усилий сходны с основным, рабочим, движением спортсмена в специализируемом упражнении.
Основное рабочее движение, например, у пловца — гребок. Оно характеризуется большим и максимальным мышечным усилием в каждой точке траектории гребка, хотя по абсолютной величине это усилие все время изменяется. И динамические, и изометрические специальные и специально-вспомогательные упражнения .пловца на суше этим условиям соответствуют не полностью.
Упражнения с блочными устройствами, например, могут быть сходными с гребком по форме, но в этих упражнениях не удается добиться максимального усилия мышц на всей траектории движения (в каких-то точках траектории мышцы, подтягивающие груз, работают «вполсилы»). Еще больше отличаются от гребка в воде «гребковые» движения, выполняемые с резиновыми амортизаторами.
В изометрических упражнениях, напротив, можно последовательйо добиться максимального усилия на всей траектории движения, но в не свойственном плаванию статическом режиме.
Использование метода изокинетических упражнений позволяет избежать обоих недостатков.
Методика изокинетических упражнений заключается в следующем. Через специальный прибор настенной конструкции пропускается шнур с рукояткой. Нажимая на рукоятку, спортсмен протягивает шнур через прибор с постоянной скоростью и любым заданным усилием, в том числе и максимальным (скорость регулируется специальным центробежным регулятором).
В процессе воспитания силы применяются все методы, и не только в «чистом виде», но и в различных сочетаниях. Например, широко распространены упражнения с однократным преодолением непредельного отягощения, но с максимальной скоростью (метание набивного мяча, прыжок в длину с места на максимальную дальность и др.). Нет четкой грани между вариантами в методе повторных усилий, так как в практике часто упражнения, выполняемые в максимальном темпе, выполняют еще и «до отказа» и т. д.
Вместе с тем при воспитании различных силовых качеств тот или иной метод может играть основную роль
См. также:
.
Вайцеховский С. М. Книга тренера. М.: Физкультура и спорт, 1971. С. 154-155.