В отличие от собственно двигательных действий, «двигательной реакцией», как известно, принято условно называть процесс, который начинается с восприятия информации, побуждающей к действию (заранее обусловленного сигнала, ситуации, имеющий сигнальное значение, и т.п.), и заканчивается с началом ответных движений, стартовых либо начинающихся в порядке переключения от одного действия к другому
[Это понятие не следует распространять на весь процесс последующих движений, поскольку тогда двигательная реакция станет неотличимой от любых двигательных проявлений, которые так или иначе детерминированы внешними побудителями].В соответствии с этим временные параметры таких реакций определяют обычно по так называемому латентному времени реакции (т.е. скрытому времени реакции), которое измеряют с помощью специальных хронометрических устройств (хронореакциометров) от момента появления сигнала до момента начала двигательного действия.
В случаях, когда реагирование происходит по ходу двигательной деятельности на изменение ее ситуации (например, в играх или единоборствах), аналогичным показателем является время от момента возникновения новой ситуации до начала ответного действия. [Подробнее о некоторых таких оценочных процедурах см.: Спортивная метрология (учебник для ИФК под общ. ред. В. М. Зациорского. М., ФиС, 1982, § 12.2.1]. Пределы этого времени позволяют в какой-то мере судить о быстроте как способности к экстренным двигательным реакциям.
Надо полагать, основу этой способности составляют прежде всего сенсомоторные и непосредственно связанные с ними свойства функциональных систем, интегрирующие латентное время реакции. Согласно физиологическим представлениям, время тратится на несколько последовательных фаз реагирования:
1) возбуждение рецепторов (зрительного, слухового и т.д.), воспринимающих сигнальную информацию;
2) передачу этой информации в ЦНС;
3) обработку информации и формирование в ЦНС «импульса к действию» (эффекторных сигналов);
4) передача эффекторных импульсов из ЦНС к мышцам;
5) переход мышц в состояние функциональной активности с проявлением механических сил движения.
Наиболее продолжительной, по всей вероятности, является третья фаза. От ее укорочения, очевидно, в решающей мере зависит возможность уменьшения латентного времени двигательной реакции.
Естественно, что эта возможность неодинакова в реакциях различного типа, к которым принадлежат:
- простая двигательная реакция,
- сложные двигательные реакции,
- зрительно-двигательная реакция,
- слуходвигательная реакция.
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: ФиС, 1991. 543 с. - 2. Воспитание скоростных способностей. 2.1. Скоростные способности и задачи по их воспитанию. С. 214-215.