При изучении физических упражнений учебная деятельность школьника приобретает характер учебно-двигательной деятельности. Опираясь на теорию деятельности и ее роли в развитии человека, роли деятельности в учебном процесс, следует определить возможности физической культуры как школьного предмета и всей системы физического воспитания учащихся в формировании личности.

Общепедагогические методыПод методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов (рис. 4): специфические (характерные только для процесса физи­ческого воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Для реализации принципов в процессе физического воспитания и в непосредственной связи с ними используются многие общепедагогические методы (убеждения, побуждения, приучения, поощрения, порицания и т.д.), а также те специфические факторы и пути взаимодействия на формирование личности, какие представляют физическая культура и спорт.

Нравственное воспитание осуществляется по двум направлениям: 1) вооружение воспитанников нравственными знаниями; 2) выработка нравственных навыков и привычек поведения (Н. И. Бодырев). В. Т. Лисовский (1974) считает, что задача нравственного просвещения состоит в том, чтобы:

Главной целью обучения на занятиях физической культурой и спортом является овладение двигательными навыками. Двигательные навыки — это те двигательные действия, которыми человек овладел в результате обучения. Все произвольные движения (около 99% всех движений человека) являются двигательными навыками различной сложности. Двигательные навыки обладают свойством переноса.

Развитие высоких моральных качеств у высококлассных спортсменов имеет чрезвычайно большое значение в трудном деле их разносторонней подготовки, так как спорт высших достижений тесно связан с большой политикой и социальная общественно значимая его роль необычайно велика. Можно перечислить несколько показателей важности этой роли.