Главной целью обучения на занятиях физической культурой и спортом является овладение двигательными навыками. Двигательные навыки — это те двигательные действия, которыми человек овладел в результате обучения. Все произвольные движения (около 99% всех движений человека) являются двигательными навыками различной сложности. Двигательные навыки обладают свойством переноса.

Развитие высоких моральных качеств у высококлассных спортсменов имеет чрезвычайно большое значение в трудном деле их разносторонней подготовки, так как спорт высших достижений тесно связан с большой политикой и социальная общественно значимая его роль необычайно велика. Можно перечислить несколько показателей важности этой роли.

Ни один тренер не может обучать технике или тактике своего вида спорта вне определенной организации педагогического процесса и не влияя на мотивы, побуждающие спортсмена к спортивной деятельности.

Методы нравственного воспитания — это способы педагогического воздействия на личность спортсмена, его сознание, чувства и поведение. Они применяются тренером и коллективом для того, чтобы сформировать нравственные понятия, убеждения, чувства и привычки нравственного поведения.

Средства нравственного воспитания — это те виды деятельности, которые используются для решения задач нравственного воспитания. К ним обычно относят труд, учебу, игру, физическую культуру и спорт, общественную деятельность.

За последние 20 лет объем специальной работы у лидеров отечественного велосипедного спорта увеличился втрое. Это значительно повысило требования к изобретению новых форм коллективной организации и методов подготовки спортсменов высокой квалификации. Подготовка высококвалифицированного спортсмена — это прежде всего воспитание высокоорганизованного, морально зрелого и психологически стойкого бойца, нравственно здорового человека, обладающего высоким уровнем интеллектуального и волевого потенциала.

Слово «спорт» представляет очевидный интерес для педагоги­ки. Изучением происхождения отдельных слов занимается спе­циальная научная дисциплина в языкознании под названием «этимология» (от греч. etymon — основное значение). Опреде­ление основного значения слова относится к разряду трудных лексикографических задач. Анализ энциклопедий, специальных словарей, справочников по­казывает, что по вопросу происхождения слова «спорт» нет еди­ного мнения. Например, Энциклопедический словарь Ф. А. Брок­гауза и И. А. Ефрона (1860—1907), Малая Советская Энцикло­педия (50-е гг.), Большая Советская Энциклопедия (50-е гг.) отмечают, что слово «спорт» английского происхождения.