Содержание материала

Трудность 6. Нарушение согласованности и взаимодействия игроков команды

Для преодоления этой трудности рекомендуется ряд упражнений, которые можно разделить на две группы.

1. Упражнения, связанные с организацией нападающих действий.

2. Упражнения, связанные с организацией защитных действий.

Задача первой группы упражнений – научить игроков четко завершать тактические комбинации, положительно относиться к нарушению отдельных согласованных действий между игроками. Для достижения поставленной задачи необходимо:

1. Индивидуальное совершенствование техники, тактики собственно нападающего удара и передачи мяча.

2. Совершенствование взаимодействия всех игроков передней линии.

3. Создание специальных усложненных условий ведения игры отдельным игрокам с целью наблюдения за их поведением и выполнением технических действий в этих трудных условиях.

Приводим примерные условия.

Условие 1. На тренировке совершенствуется взаимодействие игроков передней линии при выходе игрока 1. Игрок 6 получил задание: чередовать точные передачи с неточными игроку 1.

Условие 2. Игрок 2 получил задание неточно передавать мяч игроку 4 с целью выработать умение доигрывать трудные мячи в комбинационной игре.

Совершенствование завершающего нападающего удара в комбинации целесообразно тренировать с постепенным усложнением действий, с приближением к игровым условиям (работа у сетки без удара в двойках, тройках), то же с ударами через сетку без блока, с одиночным блоком, с групповым блоком, разыгрывание мяча игроками передней линии с передачи с задней линии, то же с подачи противника и т.д.

С целью повышения ответственности за выполнение завершающего нападающего действия можно пользоваться методом поощрения и наказания как индивидуально игроку, так и целому коллективу, участвовавшему в решении тактических комбинаций. Поощрение может быть в виде прибавления очков команде, принимавшей участие в удачно разработанной комбинации. Наказание может быть в виде дополнительного несения физической нагрузки. Например, после окончания тренировки проделать 20-30 подскоков, пробежку вокруг зала и т.д.

Задача второй группы упражнений: найти четкое взаимопонимание между игроками блока и защиты. С этой целью желательно придерживаться в учебно-тренировочной работе следующих положений:

1. Индивидуальное совершенствование техники защитных действий и блокирования (отработка защиты в кругу, с тренером, партнером, при совершенствовании блока использование пониженной сетки, совершенствование быстрого перемещения вдоль сетки и т.д.).

2. Совершенствование взаимодействий между игроками защиты задней линии (удар производится тренером или игроком с высокого предмета, расположенного у сетки в зонах 4, 3, 2, игроки располагаются на номерах 1, 6, 5, с последующей сменой игроков; учебная игра 3х3, 2х2 и т.д.).

3. Совершенствование взаимодействия игроков при организации группового блока (пристраивание вспомогательного к основному, закрывание основного направления, выполнение упражнений без сетки у щита, гимнастической стенки в парах, тройках и т.д.).

4. Взаимодействие игроков блока и защиты.