Средства для развития настойчивости и упорства
1. Тренер должен проявлять к игроку повышенную требовательность, и прежде всего в отношении строгого соблюдения плана тренировки, выполнения задания. Требовать отличной посещаемости и активности в работе.
2. Если это необходимо, игрок должен уметь заставить себя остаться на дополнительную работу с мячом после проведенной тренировки.
3. Тренер планирует каждому игроку задание по технике и тактике игры не на один или два-три дня, а согласно их индивидуальным планам – на неделю, на месяц или на период.
По истечении определенного срока выполнение заданий контролируется путем сдачи норматива на дифференцированную оценку. Например, игроку дается задание: научиться производить сильные подачи в зону 5 (подряд 10-12 подач) или научиться выполнить 10 нападающих ударов левой рукой по зонам 1,5. Игрок, зная, что с него потребуют четкого исполнения задания, будет работать над совершенствованием каждую свободную минуту, иначе оценка может быть неудовлетворительной, что может повлиять на дальнейшее его пребывание в основном составе команды.
Задания следует давать на определенный тренировочный период. Например, совершенствовать взаимодействие между рядом стоящими в игре волейболистами (номерами 4 и 3).
4. Для развития настойчивости и упорства игроков полезно применять в процессе учебных занятий соревновательный метод. Введение в занятия элемента соревнования приучает игроков действовать быстро, стремительно, выполнять задания как можно лучше, повышает эффективность выполняемого действия.
В тренировочное занятие сначала включают простой соревновательный элемент, например на лучшее или скоростное выполнение задания (соревнование по прыжкам в высоту с доставанием мяча или два-три рывка на 8-10 м). Постепенно соревновательные элементы усложняют, вводя комплексные задания в подвижные и учебные игры; это способствует более качественному их проведению. Соревнования рождают новые формы игры, приучают игроков действовать решительно, инициативно, целесообразно и экономно, развивать коллективность действий и взаимопомощь.
Соревновательный метод может применяться при выполнении индивидуальных, парных и групповых заданий.
При индивидуальных заданиях перед игроком, например, ставится задача применять во время учебной игры только сильную боковую подачу. Между игроками проводится соревнование: кто из них меньше всего потеряет подач и выиграет больше очков непосредственно с подачи. Подобная установка приводит к тому, что игроки начинают выполнять подачи очень внимательно, целенаправленно и ответственно.
При парных заданиях можно провести, например, следующее соревнование: на более эффективное выполнение нападающего удара с первой подачи. Это означает, что каждая пара (подыгрывающий игрок и игрок, проводящий удар) должна взаимно обеспечить друг другу наилучшие условия для выигрыша очка непосредственно нападающим ударом. Та пара, которая более успешно проведет это задание (например, из пяти попыток), признается сильнейшей на данном занятии.
В групповых упражнениях можно провести, например, следующее соревнование: на лучшее выполнение второй передачи (откидки). Две команды упражняются у сетки на разных сторонах площадки, передавая мяч откидкой из зоны 2 в зону 3, из зоны 3 в зону 4, откуда откидкой мяч вновь передается в зону 2, и упражнение начинается сначала. Побеждает команда, которая дольше продержит мяч в воздухе при исполнении передач мяча откидкой (в зонах 2 и 4).
Изучение техники в упражнении неразрывно связано с овладением техникой изучаемого приема. Передача осуществляется с предварительным выходом к мячу и имитацией нападающего удара.
5. Устанавливаются специальные нормативы по элементам техники и физической подготовке. Для развития качеств настойчивости и упорства в существующие нормативы, утвержденные Федерацией волейбола, целесообразно вводить специальные нормативы по волевой подготовке. Так, тренеры при составлении индивидуальных планов игроков должны учитывать не только нормативы по технике, тактике и физической подготовке, но и нормативы по волевой подготовке с указанием сроков их сдачи, которые определяются в зависимости от сроков календарных игр.
6. Развитию настойчивости и упорства во многом способствуют самоприказы игрока, которые значительно сильнее действуют после специальной разъяснительной работы. Инициативность рассматривается особенно положительно, если она проявляется лично игроками.
7. Развитию настойчивости и упорства способствует игра по заданию в усложненных условиях: на повышенной сетке, при солнце, при дождливой погоде, игра больше пяти партий, игра с уменьшенным количеством игроков в команде (4х4), с частично закрытой сеткой и др.