Средства для развития мышления, сообразительности
Специальные теоретические вопросы разрабатывать по заданию тренера. С этой целью один-два раза в неделю 1,5-2 часа следует отводить на теоретические занятия по вопросам техники и тактики игры. Занятия строить следующим образом: вначале выступает игрок, получивший задание, затем высказываются все желающие, в заключение тренер подводит итоги беседы. В результате таких собеседований игроки будут хорошо знать теоретическое обоснование всех приемов техники и тактики игры и научатся сознательно исправлять свои ошибки.
Волевая подготовка в этом плане заключается в том, что игроки, стремясь отойти от привычного исполнения технических приемов, будут стараться выполнять их более правильно и более эффективно. Кроме того, различные по объему задания – и мелкие, и значительные – приучают игроков самостоятельно мыслить, расширять свой кругозор знаний по специальным вопросам техники и тактики волейбола, учиться излагать последовательно нужный материал по заданной теме перед своим же коллективом, выполнять то, что, может быть, и не всегда желательно. Сама подготовка к теоретическим занятиям также требует волевых усилий.
Хорошим методическим приемом, способствующим развитию качеств мышления и сообразительности, следует считать такой: ввести поощрения за правильное решение заданий. Так, если волейболист в игре применил наиболее правильный прием, сообразуясь с обстановкой, то его действие оценивается двумя очками (вместо одного).
Виды поощрений могут быть самыми разнообразными, в зависимости от действий волейболиста, его индивидуальных особенностей, от обстановки. Тренер может использовать и похвалу, и вынесение благодарности перед командой, и организовать какое-либо мероприятие по желанию отличившегося спортсмена.
Однако следует опасаться перехваливать отдельных игроков: это приводит к зазнайству, к снижению требовательности к себе, что оказывает отрицательное влияние на спортивные показатели.