Содержание материала

Чтобы обеспечить волевую подготовку волейболистов, нужно, с одной стороны, выявить те трудности, с преодолением которых игроку приходится конкретно встречаться, а с другой – учесть субъективные переживания этих трудностей. К группе трудностей технико-тактического характера следует отнести следующие  9 трудностей.

Первая трудность. Умение выполнять на высоком уровне технические и тактические нападающие действия (разнообразно играть в нападении, т.е. использовать различные способы нападающих ударов правой и левой рукой; чаще производить удары с переводами вправо и влево; чаще применять боковые удары; осуществлять нападающие удары при двойном блокировании; направлять удары средней силы в незащищенные места площадки).

Вторая трудность. Умение выполнять на высоком уровне защитные приемы игры (умелое разыгрывание мяча с сильной подачи; своевременный прием мяча, отскочившего от блока; прием мяча в защите при постановке двойного блока, когда блок обойден).

Третья трудность. Умение выполнять на высоком уровне страховку (при нападающем ударе своего партнера; при блокировании партнера; при приеме сильных подач партнером; при страховке игрока в защите).

Четвертая трудность. Умение выполнять на высоком уровне нацеленные верхние подачи и силовые, особенно верхнюю боковую подачу.

Пятая трудность. Умение выполнять на высоком уровне обманные приемы игры (разнообразные обманные удары, откидки и др.).

Средства преодоления трудностей

В процессе учебно-тренировочных занятий систематически ликвидировать недостатки в технической подготовке игроков. Большое внимание уделить работе по индивидуальному плану. Сам процесс тренировки следует приблизить к игровой обстановке. Расширить технический арсенал нападающих ударов правой и левой рукой.

При составлении индивидуальных планов требовать от игроков выполнения контрольных нормативов в строго определенные сроки.


Средства для развития мышления, сообразительности

Специальные теоретические вопросы разрабатывать по заданию тренера. С этой целью один-два раза в неделю 1,5-2 часа следует отводить на теоретические занятия по вопросам техники и тактики игры. Занятия строить следующим образом: вначале выступает игрок, получивший задание, затем высказываются все желающие, в заключение тренер подводит итоги беседы. В результате таких собеседований игроки будут хорошо знать теоретическое обоснование всех приемов техники и тактики игры и научатся сознательно исправлять свои ошибки.

Волевая подготовка в этом плане заключается в том, что игроки, стремясь отойти от привычного исполнения технических приемов, будут стараться выполнять их более правильно и более эффективно. Кроме того, различные по объему задания – и мелкие, и значительные – приучают игроков самостоятельно мыслить, расширять свой кругозор знаний по специальным вопросам техники и тактики волейбола, учиться излагать последовательно нужный материал по заданной теме перед своим же коллективом, выполнять то, что, может быть, и не всегда желательно. Сама подготовка к теоретическим занятиям также требует волевых усилий.

Хорошим методическим приемом, способствующим развитию качеств мышления и сообразительности, следует считать такой: ввести поощрения за правильное решение заданий. Так, если волейболист в игре применил наиболее правильный прием, сообразуясь с обстановкой, то его действие оценивается двумя очками (вместо одного).

Виды поощрений могут быть самыми разнообразными, в зависимости от действий волейболиста, его индивидуальных особенностей, от обстановки. Тренер может использовать и похвалу, и вынесение благодарности перед командой, и организовать какое-либо мероприятие по желанию отличившегося спортсмена.

Однако следует опасаться перехваливать отдельных игроков: это приводит к зазнайству, к снижению требовательности к себе, что оказывает отрицательное влияние на спортивные показатели.


Средства для развития инициативности, самостоятельности

Воспитывая инициативность, самостоятельность, важно поставить игрока в такие условия, при которых он должен самостоятельно применить определенное действие, самостоятельно выбрать прием, целесообразный именно в данной игровой обстановке. Спортсмен, приученный надеяться на помощь партнера, в игре легко теряется и в изменившихся условиях действует нерешительно. В то же время действия инициативного волейболиста успешны лишь тогда, когда рассчитаны на согласованность и взаимопонимание других игроков команды. Поэтому специальные задания по развитию инициативности и самостоятельности должны ставиться перед всей командой. Например, игроку дается задание выполнить в первой партии два-три нападающих удара левой рукой, или выиграть три очка непосредственно с подачи, или провести нападающий удар после откидки партнера. Партнер в данном случае должен создать нападающему игроку нужные условия. Когда именно целесообразно исполнить задание, - нападающий игрок должен решить сам, т.е. проявить в этом инициативу и самостоятельность.

При проведении заданий нужно следить, чтобы выполнялись следующие правила, играющие важную роль в воспитании волевых качества, а именно:

1. Постоянно усложнять задания.

2. Учитывать индивидуальные особенности игрока при выборе задач и их решений.

3. Тщательно контролировать исполнение заданий.

Важное значение в воспитании волевых качеств спортсмена имеет требовательность, которую тренер никогда не должен снижать.

В воспитании волевых качеств нельзя обойтись и без повторности упражнений, комбинаций, так как любой метод, любое средство воспитания должно повторяться для образования и закрепления в коре больших полушарий прочного динамического стереотипа.

Необходимо помнить, что основой волевых качеств является дисциплина, воспитание которой должно начинаться с самого начала занятий.


Средства для развития настойчивости и упорства

1. Тренер должен проявлять к игроку повышенную требовательность, и прежде всего в отношении строгого соблюдения плана тренировки, выполнения задания. Требовать отличной посещаемости и активности в работе.

2. Если это необходимо, игрок должен уметь заставить себя остаться на дополнительную работу с мячом после проведенной тренировки.

3. Тренер планирует каждому игроку задание по технике и тактике игры не на один или два-три дня, а согласно их индивидуальным планам – на неделю, на месяц или на период.

По истечении определенного срока выполнение заданий контролируется путем сдачи норматива на дифференцированную оценку. Например, игроку дается задание: научиться производить сильные подачи в зону 5 (подряд 10-12 подач) или научиться выполнить 10 нападающих ударов левой рукой по зонам 1,5. Игрок, зная, что с него потребуют четкого исполнения задания, будет работать над совершенствованием каждую свободную минуту, иначе оценка может быть неудовлетворительной, что может повлиять на дальнейшее его пребывание в основном составе команды.

Задания следует давать на определенный тренировочный период. Например, совершенствовать взаимодействие между рядом стоящими в игре волейболистами (номерами 4 и 3).

4. Для развития настойчивости и упорства игроков полезно применять в процессе учебных занятий соревновательный метод. Введение в занятия элемента соревнования приучает игроков действовать быстро, стремительно, выполнять задания как можно лучше, повышает эффективность выполняемого действия.

В тренировочное занятие сначала включают простой соревновательный элемент, например на лучшее или скоростное выполнение задания (соревнование по прыжкам в высоту с доставанием мяча или два-три рывка на 8-10 м). Постепенно соревновательные элементы усложняют, вводя комплексные задания в подвижные и учебные игры; это способствует более качественному их проведению. Соревнования рождают новые формы игры, приучают игроков действовать решительно, инициативно, целесообразно и экономно, развивать коллективность действий и взаимопомощь.

Соревновательный метод может применяться при выполнении индивидуальных, парных и групповых заданий.

При индивидуальных заданиях перед игроком, например, ставится задача применять во время учебной игры только сильную боковую подачу. Между игроками проводится соревнование: кто из них меньше всего потеряет подач и выиграет больше очков непосредственно с подачи. Подобная установка приводит к тому, что игроки начинают выполнять подачи очень внимательно, целенаправленно и ответственно.

При парных заданиях можно провести, например, следующее соревнование: на более эффективное выполнение нападающего удара с первой подачи. Это означает, что каждая пара (подыгрывающий игрок и игрок, проводящий удар) должна взаимно обеспечить друг другу наилучшие условия для выигрыша очка непосредственно нападающим ударом. Та пара, которая более успешно проведет это задание (например, из пяти попыток), признается сильнейшей на данном занятии.

В групповых упражнениях можно провести, например, следующее соревнование: на лучшее выполнение второй передачи (откидки). Две команды упражняются у сетки на разных сторонах площадки, передавая мяч откидкой из зоны 2 в зону 3, из зоны 3 в зону 4, откуда откидкой мяч вновь передается в зону 2, и упражнение начинается сначала. Побеждает команда, которая дольше продержит мяч в воздухе при исполнении передач мяча откидкой (в зонах 2 и 4).

Изучение техники в упражнении неразрывно связано с овладением техникой изучаемого приема. Передача осуществляется с предварительным выходом к мячу и имитацией нападающего удара.

5. Устанавливаются специальные нормативы по элементам техники и физической подготовке. Для развития качеств настойчивости и упорства в существующие нормативы, утвержденные Федерацией волейбола, целесообразно вводить специальные нормативы по волевой подготовке. Так, тренеры при составлении индивидуальных планов игроков должны учитывать не только нормативы по технике, тактике и физической подготовке, но и нормативы по волевой подготовке с указанием сроков их сдачи, которые определяются в зависимости от сроков календарных игр.

6. Развитию настойчивости и упорства во многом способствуют самоприказы игрока, которые значительно сильнее действуют после специальной разъяснительной работы. Инициативность рассматривается особенно положительно, если она проявляется лично игроками.

7. Развитию настойчивости и упорства способствует игра по заданию в усложненных условиях: на повышенной сетке, при солнце, при дождливой погоде, игра больше пяти партий, игра с уменьшенным количеством игроков в команде (4х4), с частично закрытой сеткой и др.


Средства для развития смелости и решительности

В соревнованиях по волейболу часто возникают такие трудности, преодоление которых связано с некоторым риском. Например, проведение сильного нападающего удара с задней линии на последнем счете партии. Несмелый игрок не станет этого делать. Он не пойдет на риск из-за боязни подвести команду. Смелый же игрок не побоится это сделать и, поборов внутреннее волнение, приложит все усилия, чтобы качественно выполнить нападающий удар в трудных условиях.

Смелость и решительность, которые игрок проявляет на соревнованиях, основываются на его уверенных, в совершенстве разученных на тренировках, действиях. Чувство уверенности в своих силах появляется у игрока в результате высокого владения техникой и тактикой игры, физической и волевой подготовки. В связи с этим очень полезно проводить товарищеские и контрольные игры в тренировочный период и обязательно с различными по силе противниками.

Если игроки проверили хорошее состояние спортивной формы в товарищеских играх, то они будут в официальных соревнованиях действовать уверенно, смело.

Для воспитания таких качеств, как смелость и решительность, рекомендуется следующее:

1. Заниматься другими видами спорта. Для повышения общего физического развития целесообразны самые различные виды спорта. Однако с целью волевой подготовки более полезны те виды, которые характеризуются быстротой и непрерывностью изменений условий, спортивной борьбой, элементами реальной и условной опасности. Волейболистам рекомендуется заниматься легкоатлетическим многоборьем, баскетболом, ручным мячом, а волейболистам мужчинам – футболом, хоккеем.

2. Для развития смелости, решительности волейболисткам женщинам надо чаще на тренировках играть с мужскими командами. Правда, такие игры полезны в основном лишь женским командам. Мужская команда в этих случаях может разучивать специальные тактические задания или совершенствовать технику, например, нападающий удар левой рукой.

3. Индивидуальную тренировку волейболисток женщин в защите полезно проводить в сочетании с индивидуальными занятиями игроков мужской команды в нападении. Сила мужских нападающих ударов больше, чем женских, и поэтому игроки женских команд приучаются принимать сильные удары (мужские) и потом совсем не боятся самых сильных женских ударов.

Для решения задуманных тактических комбинаций необходимо четкое взаимопонимание и согласованность в действиях всех игроков. Это качество требуется при организации как нападающих, так и защитных действий команды. Нарушение взаимодействия незамедлительно сказывается на выступлении команды в целом и на отдельных действиях игроков. Таким образом, следующей трудностью будет:


Трудность 6. Нарушение согласованности и взаимодействия игроков команды

Для преодоления этой трудности рекомендуется ряд упражнений, которые можно разделить на две группы.

1. Упражнения, связанные с организацией нападающих действий.

2. Упражнения, связанные с организацией защитных действий.

Задача первой группы упражнений – научить игроков четко завершать тактические комбинации, положительно относиться к нарушению отдельных согласованных действий между игроками. Для достижения поставленной задачи необходимо:

1. Индивидуальное совершенствование техники, тактики собственно нападающего удара и передачи мяча.

2. Совершенствование взаимодействия всех игроков передней линии.

3. Создание специальных усложненных условий ведения игры отдельным игрокам с целью наблюдения за их поведением и выполнением технических действий в этих трудных условиях.

Приводим примерные условия.

Условие 1. На тренировке совершенствуется взаимодействие игроков передней линии при выходе игрока 1. Игрок 6 получил задание: чередовать точные передачи с неточными игроку 1.

Условие 2. Игрок 2 получил задание неточно передавать мяч игроку 4 с целью выработать умение доигрывать трудные мячи в комбинационной игре.

Совершенствование завершающего нападающего удара в комбинации целесообразно тренировать с постепенным усложнением действий, с приближением к игровым условиям (работа у сетки без удара в двойках, тройках), то же с ударами через сетку без блока, с одиночным блоком, с групповым блоком, разыгрывание мяча игроками передней линии с передачи с задней линии, то же с подачи противника и т.д.

С целью повышения ответственности за выполнение завершающего нападающего действия можно пользоваться методом поощрения и наказания как индивидуально игроку, так и целому коллективу, участвовавшему в решении тактических комбинаций. Поощрение может быть в виде прибавления очков команде, принимавшей участие в удачно разработанной комбинации. Наказание может быть в виде дополнительного несения физической нагрузки. Например, после окончания тренировки проделать 20-30 подскоков, пробежку вокруг зала и т.д.

Задача второй группы упражнений: найти четкое взаимопонимание между игроками блока и защиты. С этой целью желательно придерживаться в учебно-тренировочной работе следующих положений:

1. Индивидуальное совершенствование техники защитных действий и блокирования (отработка защиты в кругу, с тренером, партнером, при совершенствовании блока использование пониженной сетки, совершенствование быстрого перемещения вдоль сетки и т.д.).

2. Совершенствование взаимодействий между игроками защиты задней линии (удар производится тренером или игроком с высокого предмета, расположенного у сетки в зонах 4, 3, 2, игроки располагаются на номерах 1, 6, 5, с последующей сменой игроков; учебная игра 3х3, 2х2 и т.д.).

3. Совершенствование взаимодействия игроков при организации группового блока (пристраивание вспомогательного к основному, закрывание основного направления, выполнение упражнений без сетки у щита, гимнастической стенки в парах, тройках и т.д.).

4. Взаимодействие игроков блока и защиты.


Трудность 7. Недостаточное умение игроков быстро переключаться с одного действия на другое

Другим не менее важным фактором в успехе состязания является постоянная мобилизационная готовность игрока к дальнейшим действиям. Это объясняется тем, что волейболисту приходится после завершения одного технического приема быстро переключаться на выполнение другого. При заторможенной реакции на выполнение того или иного технического приема волейболист отстает от темпа игры, не успевает завершать тактические комбинации, совершает частые технические ошибки. Умение игрока переключаться с одного действия на другое имеет зачастую решающее значение для достижения победы. Таким образом, седьмой трудностью является недостаточное умение некоторых игроков быстро переключаться с одного действия на другое.

При этом возможны два варианта:

1. Переключение одного технического действия на другое (например, после организации блока вести атаку, после подачи быстро включаться в защиту).

2. Повторность в действиях (произвести подряд два нападающих удара, сблокировать, сыграть в защите и т.д.). Некоторые упражнения, помогающие воспитанию навыков для преодоления этой трудности, даны ниже:

1. Тренер или игрок, располагаясь на высоком предмете у сетки, производит атаку на игрока зоны 4, после приема мяча с ударом игрок этой зоны получает передачу от игрока зоны 3 и должен произвести нападающий удар.

2. Тренер или игрок из зоны 4 производит удар через сетку на игрока зоны 4. После приема мяча игрок этой зоны должен организовать блок игроку зоны 2 противоположной площадки.

3. Игрок производит подачу. Тут же тренер или другой игрок производит нападающий удар, подающий игрок должен принять его в защите.

4. Игрок принимает подачу. После приема подачи на этого игрока следует удар от тренера или игрока.

5. Игрок принимает мяч от тренера из зоны 4. Тут же на него следует удар из зоны 2, выполненный другим игроком.

6. Игрок зоны 4 получает передачу от игрока зоны 6 и производит удар. Тут же следует передача от игрока зоны 2, и нападающий производит повторный удар.


Трудность 8. Неумение игроков концентрировать свое внимание в ходе спортивного состязания

В обстановке спортивной борьбы на игроков влияет очень много посторонних раздражителей. От того, насколько игрок умеет не реагировать на эти раздражители, сосредоточив все свое внимание на выполнении отдельных технических приемов, зависит успешная игра всей команды.

Наблюдения за ведущими командами страны показали, что не все игроки в трудные моменты умеют сконцентрировать свое внимание и в должной мере управлять своими чувствами, что, разумеется, отрицательно сказывается на выполнении отдельных технических приемов и на всей игре в целом.

Следовательно, возникает еще одна трудность: неумение игроков концентрировать свое внимание в ходе спортивного состязания.

Необходимо уметь так сосредоточить свое внимание на предстоящем действии, чтобы не замечать всего ненужного окружающего.

С целью преодоления этой трудности можно предложить следующие упражнения:

1. При совершенствовании техники приема и передачи мяча вводить дополнительные раздражители.

Игроки на одной стороне площадки совершенствуются в подаче мяча, игроки на другой стороне – в приеме мяча. Тренер, стоящий у боковой линии, в момент приема мяча в зону принимающего игрока вбрасывает один, два или больше мячей.

Задача игроков: реагировать только на мячи, принимаемые ими с подачи.

2. При совершенствовании защиты игрок А работает в защите с игроками Б и В, причем атака ведется одновременно. Игрок А должен принять мяч только от игрока Б, не реагируя на игрока В (который посылает мяч не на игрока, а в его зону).

3. При совершенствовании нападающего удара и на игрока идут одновременно две передачи от Б и В, игрок А должен производить удар только с передачи игроку Б. Упражнение может быть усложнено дополнительной передачей из зоны игрока Г.

4. При совершенствовании подачи мяча в момент подачи в зону подающего игрока вбрасываются еще два мяча игроками Б и В. Нападающий должен реагировать только на подброшенный свой мяч.


Трудность 9. Появление развивающегося утомления в связи с неограниченностью игры во времени и необходимостью продолжать интенсивную борьбу

Игра в волейбол не ограничена во времени, поэтому волейболисту зачастую приходится переносить длительную физическую нагрузку. Таким образом, кроме всех прочих трудностей, волейболистам приходится бороться с физическим утомлением, развивающимся в результате длительного поединка.

Следовательно, еще одной из трудностей, с которыми сталкивается волейболист, является девятая трудность: появление развивающегося утомления в связи с неограниченностью игры во времени и необходимостью продолжать интенсивную борьбу.

Для преодоления этой трудности необходимо воспитать у волейболиста способность к несению длительных нагрузок со «взрывом», при этом, не снижая интенсивности, вопреки усталости, выработать «умение быть терпеливым».

С этой целью во время учебно-тренировочного занятия волейболист должен выполнять упражнения не только до кажущегося предела своих возможностей, но и стараться превзойти этот предел. При появлении желания уменьшить нагрузку или прекратить совершенствование отдельного технико-тактического приема необходимо заставить себя не только продолжать тренировку, но и повысить интенсивность ее. Так, например, при совершенствовании подачи, передачи, нападающего удара, приема мяча при защите, при появлении чувства усталости совершить еще несколько нападающих ударов, поднять 2-3 мяча в защите, проделать 30-40 передач. Эти упражнения станут еще более эффективны, если технические приемы будут продолжены не просто количественно, а перед игроками будут поставлены дополнительные задачи на точность, силу или время (в зависимости от индивидуальных особенностей игроков).

Все сказанное относится также к выполнению общих физических упражнений для воспитания у игроков скорости, быстроты, ловкости, прыгучести.

Во время бега, при появлении чувства усталости, необходимо продолжать его в более быстром темпе. То же при совершенствовании прыгучести: совершить дополнительно после кажущегося достигнутого предела несколько прыжков, более интенсивных.

Для того, чтобы волейболист научился преодолевать трудность, связанную с появлением развивающегося утомления, можно рекомендовать такие упражнения.

1. Учебно-тренировочные игры проводить по 8-9 партий.

2. Начинать игру в быстром темпе и так же закончить ее, несмотря на сильное утомление.

3. После окончания тренировки или учебно-тренировочной игры провести дополнительно одну партию в быстром темпе.

4. Разыграть ряд игровых ситуаций при разных счетах в партиях. Например, начинать сразу партию со счета 14:14; 2:13; 14:10 и т.д. в зависимости от того, какие условия поставить перед игроками, а именно:

а) уметь выйти победителем, несмотря на наступление утомления, при равном счете (14:14) и т.д.;

б) уметь догнать противника при большом разрыве в счете и победить его; в) уметь использовать преимущество в счете и победить.

См.: Преодоление трудностей - основной фактор волевой подготовки волейболистов

www.fizkulturaisport.ru