Характерообразование личности
Проявление воли так же, как и процесс ее развития, у каждого человека, у каждого спортсмена имеет свои особенности. Они обусловлены своеобразием уже пройденного жизненного пути, вытекают из индивидуального своеобразия личности и связаны с ее направленностью, типологическими различиями нервной системы (темпераментом), стилем деятельности, моральными принципами, уже сложившимися вариациями волевых качеств, имея в виду относительно сильные и отстающие признаки в их развитии и т.д. Развитие воли и заключается в том, чтобы, ориентируясь на индивидуальное своеобразие личности, еще больше отшлифовать сильные признаки волевых качеств и, по возможности, довести до их уровня отстающие, а в целом – достигнуть устойчивого проявления волевых качеств при встрече с многообразными препятствиями. Такое устойчивое проявление волевых качеств свидетельствует о том, что они становятся чертами характера. Это позволяет считать процесс развития воли в определенной мене и процессом характерообразования личности.
Воспитание воли как одна из сторон характерообразования – процесс длительный и сложный. Чем в более раннем возрасте он будет педагогически организован, тем большего успеха можно достичь в формировании личности человека, спортсмена в частности. Это очень важно иметь в виду, учитывая все более ранний возраст приобщения детей к систематическими занятиями различными видами спорта.
Проявление и развитие воли теснейшим образом связаны со специальными видами подготовленности спортсмена – технической, тактической, физической. Положительная зависимость между волевыми и другими сторонами подготовленности спортсмена была установлена Ю. П. Мальцевым (1967) при исследовании борцов. По его данным, коэффициент корреляции между показателями развития у них волевых качеств и технической подготовленности равен 0,91, тактической подготовленности – 0,63, физической подготовленности – 0,70 при очень высокой (0,01) достоверности этих коэффициентов.
Ведущую роль в управлении процессом волевой подготовки играет тренер. Однако он никогда не должен думать за спортсмена, а наоборот – всемерно развивать самостоятельность его мысли и действий, заставляя находить выход из любого положения, решать любые теоретические и практические, жизненные и спортивные задачи. Направлять такую самостоятельность, оказывать необходимую поддержку, помощь деловой и благожелательной критикой – первейшая обязанность тренера.
Исключительное значение в волевой подготовке имеет самовоспитание воли, самовоспитание спортсмена в целом. Это процесс работы человека над собой, над своим собственным физическим и духовным совершенствованием, основанный на знаниях о себе самом – самопознании.