В настоящее время в психологии спорта принято считать основными волевыми качествами следующие: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержку и самообладание (А. Ц. Пуни, 1977). Установлены типичные признаки, характеризующие эти качества.
Целеустремленность – проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к достижению поставленной цели.
Настойчивость и упорство – проявления воли, характеризующиеся длительным сохранением (нередко и повышением) энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих, препятствий различной степени трудности.
Решительность и смелость – проявления воли, характеризующиеся своевременностью и обдуманностью решения вопросов и задач, возникающих в деятельности, своевременностью и обдуманностью реализации решений в практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.
Инициативность и самостоятельность – проявления воли, характеризующиеся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к внушающим влияниям других людей и их действий.
Выдержка и самообладание – проявления воли, характеризующиеся сохранением ясности ума, возможности управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов.
Каждое волевое качество, будучи конкретным проявлением воли, включает интеллектуальные, моральные компоненты, умения преодолевать препятствия и характеризуется специфичностью волевых усилий. Волевые усилия даже при проявлении одного и того же качества будут иметь многочисленные особенности и градации, зависящие от объективных условий и требований конкретного вида спортивной (и не только спортивной) деятельности.
К дифференцировке волевых усилий нужно подходить, ориентируясь на особенности препятствий, требующих проявления тех или иных волевых качеств. Иначе говоря, нужно развивать у спортсмена способность к волевым усилиям не только в количественном отношении (по интенсивности), но и по особенностям, соответствующим конкретным волевым качествам.
Очевидно, что волевые усилия марафонца, связанные с проявлением настойчивости и упорства в условиях длительной, напряженной борьбы и нарастающего утомления, совершенно не идентичны волевым усилиям волейболиста, проявляющего выдержку и самообладание, чтобы не среагировать на ложную атаку противника.
Даже проявление одного и того же качества настойчивости у марафонца и, например, у гимнаста-многоборца по психологическому содержанию не идентичны вследствие объективных различий в условиях деятельности. Точно так же не идентичны проявления выдержки и самообладания у волейболиста, стрелка-стендовика, тяжелоатлета и представителей других видов спорта.
Значит и волевые усилия даже при проявлении одного и того же качества (в приведенных случаях настойчивости и упорства, выдержки и самообладания) будут иметь многочисленные особенности и градации, зависящие от объективных условий и требований конкретного вида спортивной деятельности.
Совокупностью приемов саморегуляции деятельности и состояний спортсмен регулирует направленность, характер и интенсивность волевых усилий, необходимых для преодоления препятствий различной степени трудности. Приемы эти довольно многообразны, однако по основному назначению, регуляции волевых усилий они могут быть разделены на две группы.
Одна из них – приемы самоорганизации, другая – самостабилизации волевых усилий (Б. Н. Смирнов, Г. А. Чашина, 1975). Приемы самоорганизации направлены на упорядочение деятельности и состояний спортсменов, экономизацию сил, коррекцию техники исполнения двигательных действий и др. Это отвлечение и переключение внимания, идеомоторная подготовка, сосредоточение на технике движений, контроль за расслаблением мышц, регуляция дыхания и т.д. Приемы самостабилизации выступают в качестве факторов экстренного действия, стимулирующих проявление потенциальных физических и духовных сил спортсмена в одних случаях с целью поддержания или повышения его дееспособности, в других – с целью торможения могущих возникнуть отрицательных действий и реакций. Это преимущественно вербальные приемы в форме произносимых, как правило, про себя, фраз и даже монологов – самоубеждение, самоодобрение, самообязательство, самоприказание и др.
Волевые качества функционируют не изолированно друг от друга, а как целостная динамическая система, звенья которой (качества) могут по-разному соотноситься между собой, образуя определенную структуру. Структурирование волевых качеств причинно обусловлено прежде всего типичными, относительно устойчивыми объективными условиями деятельности в каждом конкретном виде спорта. Этими условиями определяются ведущие волевые качества, с развитием которых главным образом связана успешность преодоления препятствий, типичных для данного вида спорта, а также качества, их подкрепляющие, поддерживающие.
Условия деятельности в различных видах спорта могут быть как относительно постоянными, устойчивыми, например, в тяжелой атлетике, метаниях (в легкой атлетике), так и чрезвычайно изменчивыми, например, в боксе, фехтовании, спортивных играх. Этим определяется большая или меньшая стабильность структуры волевых качеств или ее подвижность, то есть диктуемая изменениями условий деятельности смена ведущих волевых качеств внутри системы и их взаимодействие в целом.
На рис. 1 приведена условная схема - структура волевых качеств волейболиста. В центре схемы указаны ведущие волевые качества (смелость, решительность, настойчивость) и далее – остальные, поддерживающие его (выдержка, инициативность, целеустремленность). По периферии схемы расположено качество целеустремленности, которое во всех случаях является объединяющим, цементирующим структуру. Пробелы в его развитии расшатывают, а отсутствие разрушает единство всей структуры волевых качеств. Можно с достаточным основанием сказать, что случаи слабоволия, а тем более – безволия, связаны с недостаточностью развития или отсутствием прежде всего целеустремленности.
Рис. 1. Структура волевых качеств волейболиста
В процессе физического воспитания и в процессе занятий каждым видом спорта воля развивается. Ее развитие имеет два направления – общее развитие воли и специализированное развитие воли.
Общее развитие воли заключается во всестороннем развитии волевых качеств, позволяющем человеку, преодолевая самые разнообразные препятствия различной степени трудности, проявлять себя волевым не только при занятиях различными видами спорта, но и в самых разнообразных областях трудовой, учебной и другой деятельности.
Специализированное развитие воли характеризуется развитием, совершенствованием волевых качеств в определенных структурах, обусловленных специфическими для каждого вида спорта препятствиями и в такой мере, которая позволила бы преодолеть максимально высокую степень их трудности. Общее и специализированное развитие воли взаимосвязаны между собой, и первое служит основанием, базой для второго (А. Ц. Пуни, 1977).
Характерообразование личности
Проявление воли так же, как и процесс ее развития, у каждого человека, у каждого спортсмена имеет свои особенности. Они обусловлены своеобразием уже пройденного жизненного пути, вытекают из индивидуального своеобразия личности и связаны с ее направленностью, типологическими различиями нервной системы (темпераментом), стилем деятельности, моральными принципами, уже сложившимися вариациями волевых качеств, имея в виду относительно сильные и отстающие признаки в их развитии и т.д. Развитие воли и заключается в том, чтобы, ориентируясь на индивидуальное своеобразие личности, еще больше отшлифовать сильные признаки волевых качеств и, по возможности, довести до их уровня отстающие, а в целом – достигнуть устойчивого проявления волевых качеств при встрече с многообразными препятствиями. Такое устойчивое проявление волевых качеств свидетельствует о том, что они становятся чертами характера. Это позволяет считать процесс развития воли в определенной мене и процессом характерообразования личности.
Воспитание воли как одна из сторон характерообразования – процесс длительный и сложный. Чем в более раннем возрасте он будет педагогически организован, тем большего успеха можно достичь в формировании личности человека, спортсмена в частности. Это очень важно иметь в виду, учитывая все более ранний возраст приобщения детей к систематическими занятиями различными видами спорта.
Проявление и развитие воли теснейшим образом связаны со специальными видами подготовленности спортсмена – технической, тактической, физической. Положительная зависимость между волевыми и другими сторонами подготовленности спортсмена была установлена Ю. П. Мальцевым (1967) при исследовании борцов. По его данным, коэффициент корреляции между показателями развития у них волевых качеств и технической подготовленности равен 0,91, тактической подготовленности – 0,63, физической подготовленности – 0,70 при очень высокой (0,01) достоверности этих коэффициентов.
Ведущую роль в управлении процессом волевой подготовки играет тренер. Однако он никогда не должен думать за спортсмена, а наоборот – всемерно развивать самостоятельность его мысли и действий, заставляя находить выход из любого положения, решать любые теоретические и практические, жизненные и спортивные задачи. Направлять такую самостоятельность, оказывать необходимую поддержку, помощь деловой и благожелательной критикой – первейшая обязанность тренера.
Исключительное значение в волевой подготовке имеет самовоспитание воли, самовоспитание спортсмена в целом. Это процесс работы человека над собой, над своим собственным физическим и духовным совершенствованием, основанный на знаниях о себе самом – самопознании.