Содержание материала

Отличительные черты методики

Из приведенной характеристики скоростных упражнений следует, что центральная проблема методики их применения заключается в том, чтобы обеспечить условия, способствующие проявлению максимальной быстроты в двигательных действиях.

Как и при воспитании других двигательных способностей, основу методики воспитания быстроты составляют прежде всего методы. строго регламентированного упражнения. Здесь они представлены главным образом в виде повторного воспроизведения действий с максимальной или околопредельной скоростью в каждом из повторений, и повторно вариативного выполнения действий с предельными ускорениями. Процесс воспроизведения действий при этом регламентируется во всех его существенных моментах и параметрах (продолжительности фаз работы и отдыха, числе повторений и т.д.) так, чтобы создавались предпочтительные условия для проявления максимальной быстроты. Типичные черты такой регламентации состоят в следующем:

– как продолжительность каждого отдельного упражнения, так и число его повторений в процессе занятий лимитируют в пределах позволяющих избежать падения заданной скорости движений;

– скоростные упражнения утрачивают свой специфический эффект, как только скорость движений начинает существенно уменьшаться под воздействием утомления.

Предельно возможная продолжительность непрерывного выполнения движений с максимальной скоростью невелика (в спринтерском беге не более 20—22 с, при серийном выполнении локальных движений без внешнего отягощения—несколько больше). Число возможных повторений без снижения предельной скорости движений в рамках отдельного занятия также относительно невелико (например, пробежать 30 м с максимальной скоростью, не допуская ее падения в очередной попытке, начинающим удается в большинстве случаев всего 2—3 раза). Причем, чтобы такие повторения были в полной мере эффективными, между ними приходится вводить сравнительно продолжительные интервалы отдыха.

Интервалы отдыха при повторении и при чередовании вариантов скоростного упражнения в процессе занятия нормируют с таким расчетом, чтобы обеспечить восстановление оперативной работоспособности до уровня, позволяющего выполнить действие с теми же скоростными параметрами, что и в предыдущей попытке, либо превзойти их. Такие интервалы отдыха при повторении высокоинтенсивных упражнений общего воздействия довольно продолжительны.

Например, чтобы повторно пробежать 30 м с максимальной скоростью, даже неплохо тренированному спортсмену для промежуточного отдыха требуется не менее 3–5 мин., а в случае вдвое большей дистанции — не менее 6–8 мин., причем с увеличением числа повторений этот интервал возрастает. Учитывая, что во время значительных интервалов отдыха наряду с нормализацией вегетативных функций снижается уровень нервно-мышечного возбуждения, необходимого для мобилизации скоростных возможностей, восстановление стремятся обеспечить преимущественно средствами активного отдыха. Для этого используют, в частности, упражнения умеренной интенсивности, по возможности подобные в координационном отношении выполняемым скоростным действиям (например, ходьбу и бег «трусцой» между ускорениями в спринте, имитацию бросков между бросками снаряда в полную силу). Это способствует не только восстановлению оперативной работоспособности, но и поддержанию специфической психомоторной «встройки на предстоящее действие.

Методы строго регламентированного упражнения в процессе воспитания скоростных способностей следует постоянно дополнять соревновательным и игровым методами, которые обеспечивают более высокий эмоциональный подъем, столь необходимый для проявления максимальной быстроты.

Для развития способности к высокому темпу движений рекомендуется выполнять кратковременные (10—20 с) серии упражнений в максимальном темпе. Они особенно эффективны при использовании метронома, ритмичной музыки и различных приемов, позволяющих контролировать и постепенно увеличивать темп движений.

Подбирая упражнения для скоростной тренировки, следует останавливаться преимущественно на тех из них, в которых высокий темп движений и увеличение его до максимального не может сопровождаться непроизвольным изменением формы движений.

Специализированные упражнения для развития темпа движений могут выполняться:

а) в заданном темпе и с постепенным увеличением его; темп движений задается метрономом, ритмичной музыкой или звуковым сигналом тренера (свистки, хлопки в ладоши);

б) в форме соревнования: кто быстрей выполнит заданное число повторений или большее число повторений за заданный отрезок времени.

Примерный перечень упражнений:

1. Прыжки вперед-назад через какой-либо предмет (гимнастическую скамейку, набивной мяч и др.).

2. Прыжки со скакалкой.

3. Передвижение на четвереньках.

4. Круговые движения прямых рук.

5. Попеременное или одновременное поднимание легких гантелей (1—3 кг) от бедер вверх.

6. Вращение набивного мяча вокруг туловища.

7. Броски набивного мяча различными способами. Для повышения темпа движений большое значение имеет способность спортсмена расслаблять мышцы. 

Для воспитания быстроты перемещений рекомендуется использовать следующие упражнения:

1. Выполнение упражнений в затрудненных условиях. Например, стартовый рывок из необычного исходного положения, с отягощением, бег или прыжки с преодолением сопротивления амортизатора и т. п.

2. Выполнение упражнений в облегченных условиях с более высокой скоростью, например бег под уклон.

3. Круговая тренировка. Упражнения подбирают так, чтобы в работе участвовали основные группы мышц и суставы, чтобы проявлялась быстрота реакции, скорость одиночного сокращения и частота движений.

4. Игровой метод. Выполнение упражнения на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.

5. Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнований.

6. Бег на короткие отрезки – 10-15 м.