Содержание материала

Трудности субъективного характера и средства их преодоления

Первая трудность. Плохое, подавленное настроение перед соревнованиями, которое надо преодолеть и создать более боевое, хорошее.

Средства преодоления. Огромное значение для устойчивого хорошего настроения имеет строгое выполнение режима дня спортсмена. Легкоатлеты во время тренировок достаточно много работают и должны иметь возможность восстанавливать потраченную энергию. Благоприятно действует на создание хорошего настроения коллективное проведение свободного времени, и особенно перед соревнованиями. Организация прогулок за город, просмотры кинофильмов, футбольных матчей, различных выставок и другие коллективные развлечения успокаивающе действуют на нервы, отвлекают от тревожных мыслей о предстоящих соревнованиях.

Вторая трудность. Умение сдержать себя и не вступать в перебранку с соперниками, тренером, судьями и зрителями.

Средства преодоления. Систематическая воспитательная работа со спортсменами. Воспитание воли тесно связано с воспитанием вообще и дисциплины игрока в частности. Одним из методов воспитания дисциплины следует считать разбор провинившихся спортсменов на общем собрании команды. Если в команде повторяются случаи нарушения порядка, правил поведения, спортивной этики отдельными спортсменами, то после применения мер убеждения и предупреждения тренер может прибегнуть к наказанию. Наказанием может быть замечание, выговор, временное запрещение посещать занятия или участвовать в соревнованиях.

Применяя разнообразные методы нравственного воспитания, следует иметь в виду, что каких-либо универсальных методов воспитания нет. Нужно изучать каждого спортсмена, понять его интересы, его склонности, познакомиться со всеми сторонами его жизни, узнать, какое он в работе, в семье, в быту

Литература

  1. Андреева В. В., Всеволодова Ю. В. Феномен преодоления в психологической подготовке спортсмена // Теория и практика физической культуры, 1999, № 10, с. 31–33.
  2. Богданова Д. Я, Горбунов Г. Д., Киселев Ю. Я., Смирнов Б. Н. Практические занятия по психологии (для студентов институтов физической культуры) / Под ред. А. Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 135 с.
  3. Виленский М. Я, Казанцев В. Н. Нравственно-волевое воспитание учащихся ДЮСШ: теория и практика // Физическая культура, 1999, № 1, с. 34–37.
  4. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 288 с.
  5. Жаров К. П. Волевая подготовка спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 39 с.
  6. Калин В.К. Экспериментальное изучение волевого усилия. – М., 1968.
  7. Келлер В.С., Сайчук Л.В. Регулирование психической напряженности – важнейшее условие целесообразного управления процессом достижения спортивной формы./ Теория и практика физической культуры, 1970, № 5.
  8. Коровин С. С., Кабачков В. А. Профессиональная физическая культура и формирование личности. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 1998. – 258 с.
  9. Кочетков А. П. Воспитание спортсменов в учебно-тренировочном процессе  // Теория и практика физической культуры, 2000, № 12, с. 37-38.
  10. Озолин Н.Г. Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена. – М., Физкультура и спорт, 1958. – 47 с.
  11. Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте. В сб.: Психология и современный спорт. – М., Физкультура и спорт, 1973.
  12. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 88 с.
  13. Рудик П. А. Актуальные проблемы психологической подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1970, № 10.
  14. Смирнов Б. Н. Психологические механизмы эмоционально-волевой саморегуляции в спорте // Теория и практика физической культуры, 1999, № 12, с. 28–32.
  15. Смирнов Б. Н., Чашина Г.А. Психологическая регуляция двигательной деятельности в условиях опасности и нарастающего утомления. В сб.: Вопросы психологии спорта. – Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1975.
  16. Филин В. П., Бабаков А. И., Степанов Г. И. и др. Теория и практика самовоспитания школьников-спортсменов // Физическая культура, 1997, № 3, с. 23–26.

www.fizkulturaisport.ru