Содержание материала

Важные замечания по воспитанию волевых качеств

Необходимо сделать еще несколько замечаний.

1. Следует всегда иметь в виду, что индивидуально-психологические особенности спортсменов основаны на различиях их общего и специально человеческого типов высшей нервной деятельности. Это особенности их склада ума, проявления их чувств, особенности темперамента и характера, особенности развития их воли. Ведь спортом занимаются люди, уже имеющие определенную историю жизни. С точки зрения их психологии и развития воли, они являются продуктом определенных обстоятельств, т.е. обучения, воспитания и деятельности. Поэтому необходим индивидуальный подход к волевой подготовке каждого из них; у каждого спортсмена наблюдается индивидуальное отношение к возникающим препятствиям и субъективное переживание трудностей.

2. Нельзя забывать, что волевая подготовка легкоатлета не должна ограничиваться только спортивной тренировкой и соревнованиями, а распространяться на весь режим его жизни и деятельности. Это обязывает тренеров развивать у легкоатлетов способность и привычку к самовоспитанию воли путем постоянного и непременного преодоления трудностей и препятствий, встречающихся не только в спортивной, но и во всех других областях их жизни и деятельности.

3. Нужно категорически отрешиться от представлений о том, что процесс волевого воспитания легкоатлетов происходит сам собой в процессе тренировки. Этот процесс должен быть соответствующим образом организован и направляем тренером на основе специально разработанной методики.

Неоднократно приходится убеждаться в том, что при встречах на соревнованиях двух одинаково подготовленных в техническом и тактическом отношении легкоатлетов, победителем выходит тот спортсмен, который обладает более высокими волевыми качествами и может мобилизоваться в самые трудные и ответственные моменты соревнования.

Воспитание волевых качеств легкоатлета проходит не только в процессе учебно-тренировочных занятий или выступлений на соревнованиях, но и в процессе всей жизни спортсмена. Поэтому тренеру надо очень хорошо познакомиться с учебной или трудовой деятельностью спортсмена, его образом жизни, помимо занятий легкой атлетикой.

Кроме того, тренеру надо учесть, что скучное учебно-тренировочное занятие не способствуют развитию волевых качеств. Занятие надо проводить увлекательно, заинтересовывать спортсменов посильными трудностями и все усложняющимися заданиями; высокое эмоциональное состояние легкоатлетов является именно той почвой, на которой могут более ярко проявиться их волевые качества.

Преодоление трудностей – основной фактор волевой подготовки легкоатлетов. Рассмотрим трудности, с которыми наиболее часто приходится встречаться легкоатлетам в процессе тренировок и соревнований.

Трудности технико-тактического характера и средства их преодоления в процессе волевой подготовки легкоатлетов

В процессе учебно-тренировочных занятий необходимо систематически ликвидировать недостатки в технической подготовке легкоатлетов. Большое внимание уделить работе по индивидуальному плану. Сам процесс тренировки следует приблизить к обстановке во время соревнований. При составлении индивидуальных планов требовать от спортсменов выполнения контрольных нормативов в строго определенные сроки.

Средства для развития мышления, сообразительности

Специальные теоретические вопросы разрабатывать по заданию тренера. С этой целью один-два раза в неделю 1,5-2 часа следует отводить на теоретические занятия по вопросам техники и тактических действий во время соревнований. Занятия строить следующим образом: вначале выступает спортсмен, получивший задание, затем высказываются все желающие, в заключение тренер подводит итоги беседы.

Волевая подготовка в этом плане заключается в том, что спортсмены, стремясь отойти от привычного исполнения технических приемов, будут стараться выполнять их более правильно и более эффективно. Кроме того, различные по объему задания – и мелкие, и значительные – приучают их самостоятельно мыслить, расширять свой кругозор знаний по специальным вопросам техники и тактики, учиться излагать последовательно нужный материал по заданной теме перед своим же коллективом, выполнять то, что, может быть, и не всегда желательно. Сама подготовка к теоретическим занятиям также требует волевых усилий.