Рекомендации тренерам и спортсменам
Тренерам и спортсменам, которые осуществляют скоростно-силовую подготовку с использованием концентрации упражнений соответствующей направленности А. Полунин и Г. Нарскин (1989) дают следующие рекомендации.
1. Когда тренер концентрирует на определенных этапах упражнения скоростно-силовой направленности в больших объемах, он должен быть готов к тому, что у его учеников может значительно снизиться уровень подготовленности. Это явление отмечается довольно часто не только у бегунов, но и у представителей других видов спорта циклического характера. После снижения нагрузки скоростно-силового характера, связанного с окончанием этапа концентрированных нагрузок, и перехода на поддерживающий режим показатели скоростно-силовой подготовки значительно улучшаются.
2. На зимнем и летнем соревновательных этапах упражнения скоростно-силовой направленности следует применять для поддержания достигнутого уровня скоростно-силовых качеств, основное же место в тренировочном процессе в это время должно быть отведено работе над повышением специальной беговой подготовленности. При этом следует избегать упражнений, требующих значительных энерготрат, так как они снижают ОТЭ или этот эффект будет сдвигаться на более поздние сроки.
3. На фоне ОТЭ после скоростно-силовой нагрузки хорошо совершенствуются такие качества, как скорость и выносливость. В практическом воплощении это должно выглядеть следующим образом: после завершения этапа объемной скоростно-силовой подготовки в течение 2—3-недельных микроциклов необходимо использовать быстрый бег на отрезках от 30 до 150 м. В дальнейшем нужно постепенно вводить в программу тренировочных занятий бег на отрезках от 150 до 400 м. В соревновательных периодах скоростно-силовая подготовка носит поддерживающий характер, а основное место в тренировочной программе занимает интенсивный бег на различных отрезках. Из средств скоростно-силовой направленности в этот период рекомендуется применять «короткие» прыжки с максимальным отталкиванием (объем в одном тренировочном занятии — 80—120 отталкиваний и метание ядер (камней) снизу-вперед с максимальными усилиями (30—60 бросков в одном тренировочном занятии).
4. Объемная скоростно-силовая работа должна сочетаться с беговой нагрузкой в аэробной и аэробно-анаэробной зонах мощности, а эффективное развитие скорости и скоростной выносливости лучше всего проводить на фоне повышенного уровня скоростно-силовой подготовленности.
5. Каким бы высоким уровнем скоростно-силовой подготовленности ни обладали ученики, тренер, начиная подготовку к новому сезону, не должен сразу применять высокоинтенсивные средства – это чревато нарушениями естественного хода адаптационного процесса.