Содержание материала

Комплекс ОФП на первых этапах подготовительных периодов годичного цикла

На первых этапах подготовительных периодов годичного цикла (октябрь и март) для первых четырех занятий можно рекомендовать такой комплекс ОФП.

Разминочный бег 3–4 км. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) 5–10 мин, 6–8 упражнений. Смешанное передвижение 2х200 м: бег трусцой 20—30 м + «колесо» 20—30 м  + семе­нящий бег 10—20 м и т. д. Махи нога­ми с широкой амплитудой по 10–15 раз каждой. Прыжки с ноги на ногу 2—4х20—30 м. Лазанье по канату 2х3 м (или отжимания в упоре на брусьях 2х10 раз). Упражнение с парт­нером, имитирующее движения греб­ца 2х10—12 раз.

Трусца в чередовании с бегом, вы­соко поднимая бедра (50 м + 50 м, до 200—300 м). Прыжки через барьеры 2х10. Круговые движения ногами в висе — 2 подхода до отказа. Трусца в чередовании с семенящим бегом 20 м + 20 м (до 120 м). Наклоны туловища с фиксированным положе­нием ног 2х10 раз. Махи ногами с широкой амплитудой по 10—15 раз каждой. Прыжки на двух ногах из полу­приседа — 10—15 прыжков. Ускорения 2—3х40—50 м.

Начиная с пятого занятия упраж­нения усложняются.

Разминочный бег 4—6 км. ОРУ 8—12 мин. Смешанное передвижение 2х200 м: бег трусцой 30—40 м + "ко­лесо» 30—40 м + семенящий бег 20—30 м. Махи ногами с широкой ампли­тудой по 10—15 раз каждой. Прыжки с ноги на ногу (отдых в беге трусцой);

5-е занятие — 270 м: 30 + 40; 40 + 50; 50 + 60.

6-е занятие — 360 м: 2х50; 3х60; 1х80.

Примечание. Первое занятие — 2 серии, второе — 3, третье — 3—4, четвертое — 4—5 серий (разминочный бег и ОРУ выполнять один раз).

7-е занятие — 480 м: 4х50; 2х60; 2х80.

Последующие занятия: 340—500 м: 2х60; 2х100... Лазанье по канату 2х3 м (или отжимания в упоре на брусьях 2х10 раз). Упражнение с парт­нером 2х10—12 раз. Трусца в чередо­вании с бегом, высоко поднимая бед­ра, 30—40 м + 30—40 м до 200—300 м. Прыжки через барьеры 2—4х10. Кру­говые движения ногами в висе — 2 под­хода до отказа. Трусца в чередовании с семенящим бегом 30 м + 30 м (до 150 м). Наклоны туловища с фикси­рованным положением ног 2х10. Махи ногами с широкой амплитудой по 10—15 раз каждой. Прыжки на двух ногах из глубокого приседа (пос­ле 8-го занятия) 2—3х10—25. Ускоре­ния на частоту движений после отжиманий в упоре лежа 2х10—25 раз.

В ноябре и апреле на специально-подготовительных этапах следует осо­бое внимание обращать на развитие силовой выносливости и способности эффективно реализовывать скорост­ные возможности на финише на фоне нарастающего утомления.

Разминочный бег 5—6 км. ОРУ 10 мин. Выполнение специальных уп­ражнений на отрезке 30—50 м:

— бег с высоким подниманием бедра;

— прыжки «блоха» (на левой и на правой ноге);

— прыжки с ноги на ногу;

— прыжки из полуприседа (после 8 занятия из глубокого приседа). Вре­мя выполнения 6—12 мин, ЧСС до 160 уд/мин. Паузы заполняются лег­ким бегом до ЧСС 100—110 уд/мин.

Трусца в чередовании с семеня­щим бегом 20+30 м (до 200 м). Махи ногами с широкой амплитудой по 10—15 раз каждой. Упражнение с партне­ром 2х10—15 раз. Бег трусцой. Уско­рение на частоту движений после отжиманий в упоре лежа 10—12 раз. Кру­говые движения ногами в висе — 2 под­хода (выполнять до отказа). Выпрыгивания с гирей 2—3х10. Трусца в че­редовании с бегом, высоко поднимая бедра, 20—30 м + 30—40 м (до 150 м). Наклоны туловища с фиксированным положением ног 2х10 раз. Прыжки через барьеры. Штанга весом 25—30 кг, 2—3 подхода в высоком темпе:

— «разножка» 20—40 раз;

— напрыгивания на скамейку (сле­дить за полным выпрямлением ног) 20—40 раз.

Трусца в чередовании с бегом, вы­соко поднимая бедра, 20—40 м + 20—40 м (до 150 м). Выпрыгивания с гирей на параллельных скамейках 2—3х10 раз. Ускорения (свободно) 1—3х30—40 м. Упражнения со штан­гой весом 25—30 кг: выпрыгивания из полуприседа 20—40 раз; напрыги-вания на скамейку 20—40 раз. Упраж­нения на гибкость.

В декабре и мае комплексы упраж­нений скоростно-силовой направлен­ности постепенно заменяются на ак­центированный бег в гору и «длин­ные» прыжки.

Полемизируя с А. Полуниным и Г. Нарскиным (1989), В. Жук и Н. Мартыненко (1989) пишут: "Проанализируем скоростно-силовую подготовку средневиков. Ста­новится очевидным, что бег в гору с объемом до 5 км, прыжки в шаге до 3 км, бег по холмам до 60 мин, по снегу и песку до 40 мин в одном занятии, упражнения ОФП не мо­гут быть отнесены к основным средствам скоростно-силовой под­готовки, как рекомендуют А. По­лунин и Г. Нарскин, так как вызыва­ет сомнение возможность проя­вить в данных упражнениях макси­мальную мощность в кратчайший промежуток времени. Прыжки, выполняемые на более длинных отрезках, будут развивать уже прыжковую выносливость, а бег в гору — общую выносливость в затрудненных условиях и силовую выносливость, но никак не скоростно-силовые качества и не макси­мальную силу. Для этого прыжки должны выполняться на отрезках не более 50—100 м в предельно высоком темпе.

Метание ядер, камней и мячей (до 2000 бросков в одно занятие) с целью развития взрывной силы мышц ног, выполняемое на двух ногах, малоэффективно, а взрыв­ная сила мышц рук не является ведущим качеством бегунов на средние дистанции.

В то же время наиболее дей­ственное средство развития скоростно-силовых качеств, это короткие прыжки до 30 м, рекомендуется в малом объе­ме — 60 м в одну тренировку, что едва ли будет способствовать ро­сту скоростно-силовых качеств.

Мы видим, что большая часть упражнений выполняется на двух ногах без всяких отягощений или с небольшими отягощениями 20— 40 кг и не могут способствовать росту скоростно-силовых качеств высококвалифицированных спортсменов.

Что касается такого упражне­ния, как жим штанги ногами лежа на спине, то данное упражнение бегуны на длинные дистанции мо­гут выполнить со штангой 120— 140 кг до 145 раз (Ю. Травин, В. Гетманец; 1987). При выполнении приседаний со штангой в качестве отягощения выступает и масса тела. А при жиме ногами лежа часть массы тела исключается из работы и заменяется весом штанги. Несмотря на значительное увели­чение веса штанги, эффективность упражнения остается приблизите­льно одинаковой. Подсчеты пока­зали, что жим штанги 120 кг лежа на спине приблизительно эквива­лентен полуприседам на двух ногах со штангой 70 кг или на одной ноге без груза (при массе тела 70 кг). Следовательно, возможность вы­полнить упражнение 145 раз появи­лась в связи с недостаточным по силе раздражителем.

Подводя итог, можно резюми­ровать, что скоростно-силовая под­готовка бегунов на средние ди­станции нуждается в коренной перестройке и попытке совершен­ствовать ее путем изменения кон­центрации средств на отдельных этапах годичного цикла, как пред­лагают А. Полунин и Г. Нарскин, на наш взгляд, направит бегунов по ложному пути.

Мы предлагаем переходить на попеременно асимметричную ме­тодику развития силы."

Для контроля за динамикой скоростно-силовой подготовленности можно использовать следующие тесты (А. Полунин, Г. Нарскин; 1989):

— «Взрывная» сила — тройной прыжок с места, метание ядра (сни­зу — вперед, снизу — назад);

— «быстрая» сила — десятикратный прыжок с места;

— максимальная скорость — бег на 30 м с ходу, бег на 100 м с ходу;

— силовая выносливость — прыжки 100 м с ноги на ногу с учетом числа отталкиваний и времени;

— силовые возможности мышц — поднимание ног за голову в висе на перекладине (количество раз);

— скоростная выносливость — бег на 400 м.

Тренер и ученик, набрав статисти­ку результатов тестов, достаточно лег­ко выработают индивидуальные мо­дельные характеристики, при помо­щи которых можно будет контроли­ровать ход подготовки бегунов на средние дистанции.