Содержание материала

Значение мотивов для формирования личности в процессе и в результате занятий спортом состоит в том, что установка человека, цель его деятельности, как это он себе представляет, во многом определяют воспитательный эффект занятий спортом.

Человек может заниматься спортом, побуждаемый стремлением к укреплению здоровья, улучшению физического развития и физической подготовленности, повышению работоспособности, овладению определенными двигательными действиями. Стимулом может быть стремление к самоусовершенствованию, потребность сравнивать свои двигательные возможности с возможностями других людей.

Молодого человека может привлечь к занятиям спортом стремление добиться спортивного разряда и звания и сама романтика спортивной борьбы. Его может привлечь красота движений, мужество и обаяние спортсмена, возможность проявить свои способности и др. Задача преподавателя состоит в том, чтобы установить причины интереса к занятиям спортом и повлиять на формирование педагогически оправданных мотивов.

Морально-этические нормы поведения устанавливаются не только для определенной, общественной формации в целом, но и для людей, объединенных профессиональными, учебными и иными интересами. Спортсмен — это человек, стремящийся развить свои физические и психические способности посредством систематических занятий спортом и рационализации образа жизни. Он знает, что спортивное поведение — синоним корректного, уважительного отношения к людям, к своим спортивным противникам. Спортсмен легко переносит любые трудности и спокойно относится к своим успехам, какими бы большими они ни были. Он полон решимости ни при каких обстоятельствах не терять самообладания и чувства меры в своем поведении, проявлять волю и упорство в достижении стоящих передним задач.

Все это означает, что тот, кто хочет носить звание спортсмена, должен не только овладеть спортивной техникой и тактикой, специальными знаниями, обеспечить, необходимый уровень физической подготовленности, добиться спортивных результатов, но и сформировать у себя положительные черты характера, вести себя во время занятий, соревнований, в трудовом коллективе в соответствии с требованиями этических основ спорта. Кроме названных условий достижения положительных результатов в формировании личности занимающихся физической культурой и спортом следует указать на решающее значение личности преподавателя, направленности его действий, а также общественной среды, в которой спортсмен живет, трудится, занимается спортом, интеллектуальной атмосферы, которая господствует в ней.

Воспитательная работа является важнейшей функцией педагога. На занятиях физической культурой и спортом она приобретает особое значение. Это обусловлено в первую очередь тем, что для детей, подростков и юношей популярные спортсмены часто являются образцом для подражания. Молодежь копирует и усваивает не только их спортивную технику, но поведение и манеры, а порой и их мировоззрение и взгляды. Каждый невоспитанный человек — явление нежелательное для общества, неприятное для окружающих его людей. Но невоспитанный спортсмен, кроме того, делается еще и опасным, потому что являет собой отрицательный пример для подражания.

Нельзя забывать и о том, что при прочих равных условиях успех (в тренировочных занятиях и в спортивных соревнованиях во многом зависит от развития интеллекта спортсмена, волевых черт его характера и эмоциональности. Дело в том, что важнейшим условием успеха или неуспеха в спортивных соревнованиях является установка спортсмена, его умонастроение. Спортсмен не может выиграть соревнование, если над ним довлеет непререкаемый авторитет кого-либо из противников. Надо настроиться таким образом, чтобы самые высокие титулы противников не оказывали на сознание отрицательного влияния. Важнее всего убедить себя в необходимости добиться наилучшего результата, на который только способен. А мысль о том, приведет ли этот результат к выигрышу или нет, не должна чрезмерно заботить спортсмена.

Отрицательно влияет на выступление и полная уверенность в успехе. «Шапкозакидательские» настроения всегда опасны. Спорт на то и спорт, что в нем невозможно с полной гарантией предсказать победителя. Всегда возможны сюрпризы. Как правило, никому не удается менять свою установку в процессе самого соревнования. Это означает, что при неожиданно возникших трудностях спортсмен или команда не сумеют приложить большее усилие, чем то, на которое они настроились до соревнований.

Перед соревнованиями нервная система спортсмена находится в состоянии возбуждения из-за заторможенности отдельных участков коры больших полушарий. Вследствие этого внушаемость спортсмена возрастает. Порой даже мелкие факты, отдельные замечания могут оказать положительное или отрицательное воздействие на его психику. Подготовить сознание спортсмена к соревнованиям нельзя без активного участия самого спортсмена. Ему необходимо привести себя в определенное эмоциональное состояние. Действия человека, не окрашенные чувствами, не могут быть продуктивными. Спортсмен должен быть соответствующим образом «заряжен». Если незадолго до старта спортсмен плохо владеет своим состоянием, он может глубоко, ритмично подышать, послушать музыку, выполнить в  уме простые арифметические действия, выполнить упражнения на расслабление, использовать приемы самовнушения.

Регулировать свое состояние нужно, пользуясь методикой аутогенной тренировки и ее разновидностей. Во время соревнования необходимо сохранять обостренное чувство контроля за выполняемыми движениями, прилагаемыми усилиями, сохранять ясное сознание.

На ход спортивных соревнований и состояние спортсмена могут повлиять непривычные условия проведения соревнований (например, отсутствие мест для разминки, для отдыха, плохое освещение); необходимость первому начать соревнование; особенности и действия противника; действия других людей (судей, зрителей, товарищей по команде); нарушение распорядка соревнований; резкое изменение погоды; неудачи в ходе соревнований; травмы и их последствия; ошибки в оценке турнирного положения, собственных результатов, противника.

В этих условиях у спортсмена иногда наступает состояние депрессии, возникает страх, чрезмерное волнение, чувство неуверенности. Но надо верить, что это состояние пройдет, что найдутся силы для его преодоления. В перерывах между своими выступлениями спортсмену полезно отвлекаться от соревнований, но иногда полезнее проанализировать свои предыдущие действия, наметить дальнейший план выступлений.

Важнейшей задачей при занятиях гимнастикой является формирование личности. Это достигается путем проникновения воспитательных мер во все формы деятельности преподавателя и путем самовоспитания занимающегося. Основным условием достижения положительных результатов в формировании личности на занятиях гимнастикой является комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и нравственного воспитания. Одним из основных условий успеха в занятиях, и особенно в спортивных соревнованиях, является развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы спортсмена.


Опросник изучения нравственных качеств

Нравственная воспитательность определяется по уровню развития базисных, основных качеств личности (трудолюбие, коллективизм, честность) или по основным признакам  нравственной принципиальности.

Главным показателем уровня развития нравственных качеств учеников является результат теста, который был проведен до и после реализации запланированных нами мероприятий.  Для оценки уровня развития нравственных качеств была составлена таблица самооценки нравственных качеств.

Оценка результатов проходила по шкале, которая представляла  собой ряд оценок от 3 до 0 и от 0 до 3 (см. таблицу 1 ).

Таблица 1. Опросник изучения нравственных качеств

Качество

Показатели самооценки учащихся

Качества

Коллективизм

Вежливость

Сопереживание

Честность

Верность

Дисциплинированность

Скромность

Уважение к старшим

Трудолюбие

Прилежание

Работоспособность

Бережливость

Аккуратность

Принципиальность

Милосердие

Благородство

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 12 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2   3

Индивидуализм

Невежливость

Замкнутость

Нечестность

Неверность

Недисциплинированность

Нескромность

Неуважение к старшим

Лень

Недобросовестность

неработоспособность

Жадность

Неаккуратность

Непринципиальность

Жестокость

Непорядочность

Получив результаты теста 23-х учащихся, мы стали развивать результаты исследования, в которую входило: урок гимнастики, беседа, читательская конференция и соревнования по гимнастике.

В содержание уроков по гимнастике входили необходимые аспекты воспитания нравственных качеств: взаимовыручка, страховка товарища, помощь при выполнении упражнений.

При выполнении упражнений на снарядах в подгруппе назначался ответственный, которого учащиеся должны были слушаться,. Ученики, осознавая, что могут получить травму, выполняли сложные упражнения, воспитывая силу воли, настойчивость, упорство, трудолюбие; приходилось преодолевать свой страх.

Выполняющий упражнение должен был уверен в страхующем, в том, что он в трудную минуту подстрахует его – это все более сильнее сплачивало коллектив 11 "а" класса.