Содержание материала

Тренировочный контроль в тхэквондоТренировочная часть спортивной деятельности борцов направлена на обеспечение планомерной подготовки к участию в соревнованиях. Объектами контроля являются как содержание учебно-тренировочного процесса, так и состояние тренирующихся борцов. При контроле за учебно-тренировочным процессом проверяется направленность и величина тренировочной работы, которые затем сопоставляются с запланированной и освоенной нагрузкой. При контроле за состоянием тренирующихся борцов определяется уровень их тренированности, который сопоставляется с запланированным, а затем корректируются тренировочные воздействия. Затем происходит отбор кандидатов и окончательное формирование сборной команды.

Следовательно, в тренировочном контроле выделяются две ведущие целевые установки: управление процессом подготовки и отбор кандидатов в сборную команду. На основании этого выделены две разновидности тренировочного контроля — процессуальный и отборочный.

Процессуальный контроль может быть педагогическим (тренер), врачебным (врач), научным (научная бригада) и самоконтролем (сам спортсмен).

Показатели величины и направленности нагрузки можно сопоставить не только с исходными и запланированными, но и с теми влияниями, которые нагрузка оказывает на организм занимающихся. В частности, состояние борцов определяется уровнем их общей тренированности, а также (раздельно) уровнями технической, тактической, физической, моральной, эстетической, волевой и теоретической подготовленности.

Крайне необходимо очертить содержание и технологию контроля за тренировочной деятельностью в отдельном занятии, в течение тренировочного дня, микроцикла, мезоцикла, макроцикла и всего тренировочного года.

Каждый фрагмент тренировочного процесса должен сопровождаться проведением научно обоснованных тестов, измерительных, вычислительных и оценочных процедур для педагогического, врачебного, научного контроля и самоконтроля.


Оценка тренировочных нагрузок

Это большая проблема в практике спорта и спортивной борьбы. Основная трудность заключается в решении вопроса, как свести многообразие тренировочных заданий (упражнений) к минимуму количественных показателей (например, к 3 — 5). Даже в сборных командах разных стран не используют единые способы регистрации нагрузки. Более того, один и тот же тренер в каждом тренировочном году часто регистрирует нагрузки по-разному. Отсюда задача: разработать для спортивной борьбы единые критерии нагрузки и узаконить стандартные методы регистрации, хранения и извлечения информации.

Абсолютные объемы внешней и внутренней нагрузок теоретически могут измеряться по 5 и 4 (соответственно) критериям. Относительные же объемы нагрузок рассчитываются по формулам, позволяющим определить процентную долю выполненной фактической нагрузки по отношению к ее ранее зарегистрированной рекордной величине.

Для расчета абсолютных величин интенсивности внешней и внутренней нагрузок теоретически могут применяться по 4 критерия. Относительные же значения интенсивности внешней и внутренней нагрузок определяются их отношением к ранее зарегистрированным рекордным величинам.

При контроле за технической подготовленностью используются две группы показателей:

  • качественное изолированное выполнение базовой, коронной и вспомогательной техники в условиях лаборатории;
  • проявление борцами активности, демонстрация эффективности и разнообразия технической подготовленности в тренировочных и контрольных схватках.
  • Контролировать физическую подготовленность — значит следить за состоянием здоровья, динамикой телосложения и развитием физических качеств.

Состояние здоровья контролируется спортивными врачами. Если на начальных этапах многолетней подготовки врачебный контроль может быть относительно поверхностным, то по мере становления спортивного мастерства он все более детализируется. Тесные контакты врача и тренера необходимы, чтобы намечать и реализовывать программы по профилактике типичных заболеваний борцов, использовать лечебные и восстановительные процедуры и т. п.

Контроль за динамикой телосложения возможен при систематических изменениях тотальных размеров, пропорций и конституции тела. Антропометрические процедуры позволяют выявить тенденции акселерации (или ретардации), динамику полового созревания подростков, а на более поздних этапах многолетней тренировки — состояния тренированности квалифицированных борцов (по процентному соотношению мускульной, жировой и костной тканей). Это помогает определить оптимальный момент перехода в более тяжелую весовую категорию, необходимость и возможность принудительного снижения веса тела перед конкретным соревнованием и др.

Уровень развитости физических (кондиционных) качеств можно определить при помощи физиологических или феноменоло- , гических методов исследования. Физиологические методы позволяют выявить факторы, определяющие развитость физических качеств на уровне организма, органа, клетки и молекулы. Феноменологический путь предусматривает оценку внешних параметров двигательной одаренности человека (например, величины выполненной механической работы, времени преодоления дистанции, величины поднятого отягощения). Первый путь типичен для научного контроля, а второй — для педагогического контроля и самоконтроля.

Психологический контроль — с позиции тренера это наблюдение за динамикой моральной, волевой, теоретической подготовленности и в меньшей степени за интеллектуальным и эстетическим развитием воспитанников.

С позиции спортивного психолога основное содержание психологического контроля — это наблюдение за нервно-психическим компонентом работоспособности борцов, что предполагает умственную работоспособность, психическую выносливость, устойчивость психических процессов и психическую надежность в условиях учебно-тренировочного процесса.

Самоконтроль направлен на более тонкое управление личным состоянием и на коррекцию применяемых тренировочных заданий. В подготовке борцов нужно шире использовать все многообразие разновидностей и способов саморегуляции и ориентировать их на поиск индивидуальной направленности и форм организации тренировочной деятельности.

Отличительная сторона самоконтроля — его комплексность. Борцу приходится делать обобщающие самооценки на основе не столько объективных, сколько субъективных (кстати, не менее важных и очень информативных) критериев.

Наблюдение за личным состоянием обязательно для начинающих борцов. Записи данных самоконтроля могут быть различными: и предельно развернутыми, полными, и самыми сжатыми. Чаще всего используется дневник самоконтроля, гораздо реже — персональный компьютер, куда заносятся и результаты отдельных схваток, соревнований, и другие обобщающие данные.

Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование / Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д.Железняка. - М.: Академия, 2005. С. 231-234.