Содержание материала

Маятниковый план децентрализованной подготовки

Рассмотрим маятниковый план децентрализованной подготовки. Теоретическую часть планирования нетрадиционных учебно-тренировочных сборов составляет принцип «маятника». Продолжительность сборов зависит от числа основных и регулировочных микроциклов. Чтобы получить эффект «раскачки маятника», чередующихся пар должно быть не менее трех, но и не более пяти-шести.

Планирование макроциклов тренировки по праву может быть отнесено к числу наиболее фундаментальных проблем в спортивной науке и практике. Оно имеет исключительную практическую важность, его отличает особая сложность научного исследования. Эта сложность, в частности, определяется:

— множеством возможных вариантов макроциклов;

— ограниченностью способов научного обоснования структуры и содержания макроциклов (применяется, как правило, сравнение эффективности каких-либо выбранных вариантов, но лишь в тех видах спорта, в которых невелик перечень тренировочных заданий и относительно доступна регистрация тренировочных нагрузок, например в тяжелой атлетике);

— чрезвычайно большим числом отдельных факторов, от которых зависят достижения в спортивной борьбе (их одновременное изучение практически невозможно, а исследование порознь требует последующей огромной работы по анализу и синтезу разрозненных фактов).

Оправдана идея о том, что серии мезоциклов образуют «в определенных сочетаниях более крупные этапы и периоды тренировки, служат строительными блоками в структуре более высокого порядка. Число мезоциклов того или иного типа, порядок их сочетания и общая последовательность в решающей мере зависят от общих закономерностей построения большого макроцикла тренировки и конкретных условий его осуществления» (Л. П. Матвеев, 1976).

Прежде всего рассмотрим суть термина «макроцикл». По идее он состоит из серии мезоциклов, и если в конце каждого мезо-цикла борцы участвуют в контрольных соревнованиях, то каждый макроцикл заканчивается ответственным стартом. Следовательно, макроцикл представляет собой крупный и относительно самостоятельный фрагмент тренировочного процесса, завершающийся одним из главных соревнований года. У высококвалифицированных борцов в течение тренировочного года главных соревнований бывает 2 — 3, реже — 4, общее число макроциклов в году может быть в пределах 2 — 3, реже — 4. Продолжительность каждого макроцикла зависит от структуры тренировочного года. В свою очередь, она индивидуально определяется для каждого квалифицированного борца выделением 2 — 4 главных соревнований года.

Годичный цикл — это относительно самостоятельный, законченный и самый крупный фрагмент в системе планирования тренировки борцов.

Основную задачу тренировочного года — достижение наивысшего уровня готовности к важнейшим соревнованиям — спортсмен решает, проходя через три фазы развития своей спортивной формы: приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и временной утраты. Трем фазам соответствуют три периода тренировочного года: подготовительный, соревновательный и переходный. Рекомендуется рассматривать переходный период как период контролируемого и регулируемого понижения уровня спортивной формы.

Начиная с 60-х годов подготовка квалифицированных спортсменов все чаще стала проходить в соответствии с 5-фазными кривыми развития спортивной формы, а позднее (в 80-х годах) — и с 7-фазными. 5-фазные кривые стали именовать двухпиковыми (или двухвершинными), т.е. с двумя соревновательными периодами в году, а 7-фазные — трехпиковыми (трехвершинными) кривыми, вбирающими в себя семь периодов тренировочного года, из которых три — соревновательных.

В конце 70-х годов были предложены мезоциклы, составляющие основу планирования внутри отдельных периодов тренировочного года. Опираясь на эту идею, болгарские ученые предложили использовать для борцов на первом общеподготовительном этапе подготовительного периода втягивающие, базовые (или ударные) и стабилизирующие мезоциклы. Отечественные же ученые рекомендовали на втором этапе подготовительного периода вводить контрольно-подготовительные и «шлифовочные» мезоциклы.

Планированию тренировочного года предшествуют детальное научное обследование борцов, полное восстановление их здоровья, глубокий анализ результатов прошедшего года. На этой основе:

  • устанавливаются (индивидуально, для определенных групп борцов и для команды в целом) исходные уровни физической, технико-тактической, теоретической, моральной, волевой, интеллектуальной подготовленности и систематизируются общие, групповые и индивидуальные недостатки;
  • выявляются и систематизируются тенденции в развитии борьбы (общее, особенное, специфическое), в подготовленности конкурентов и определяется конечная цель тренировочного года, которая конкретизируется в задачах по видам подготовки;
  • анализируется календарь соревнований и намечаются соревнования, в которых должны принять участие отдельные спортсмены; с учетом этого комплектуется предполагаемый состав команды для участия в турнирах и матчевых встречах;
  • выбирается вариант структуры тренировочного года с учетом количества и степени ответственности соревнований, количества соревновательных и выездных дней, сборов, дней в пути, тренировочных дней, занятий и других параметров;
  • намечаются сроки, объекты и технология контроля за динамикой тренировочного процесса и динамикой состояния тренированности борцов;
  • составляется графический план тренировочного года;
  • составляется общий план работы с командой, где предусматриваются организационная работа, материально-техническое обеспечение и др.

Выводы

Все вышеизложенное позволяет утверждать следующее.

Первое. Существует два подхода в планировании фрагментов учебно-тренировочного процесса (мезо-, макроциклов и тренировочного года): общепринятый (с тремя, пятью или семью периодами годичного цикла) и основанный на принципе «маятника» с выделением макро-, мезо- и микроциклов, входящих в состав полного тренировочного года (от прошедшего главнейшего соревнования года до предстоящего в текущем году).

Второе. Первый подход отражает многолетние традиции мирового спорта, удачно обобщенные и систематизированные около 30 лет назад профессором Л. П. Матвеевым. Им была разработана достаточно стройная теория построения годичного тренировочного года. Ее влияние на планирование тренировки во всем мире трудно переоценить.

Однако с появлением новых работ профессора Л. П. Матвеева, где в годичном цикле были выделены микро-, мезо- и макроциклы, существенно пострадала стройность концепции тренировочного года. Это произошло в связи с возникшим противоречием, не позволяющим совместить подготовительные, соревновательные, переходные периоды с макроциклами тренировочного года. Положение усугублялось наличием семи разновидностей микроциклов и девяти — мезоциклов. Это обстоятельство категорически препятствовало вписать их в тренировочный год с тремя, пятью или семью периодами тренировки. Причем такая попытка не была предпринята даже самим автором этих рекомендаций.

Как бы там ни было, традиционное планирование весьма широко практикуется тренерами по спортивной борьбе. Таким образом, очевидно, что усилия исследователей должны быть направлены на:

  • поиск наилучших вариантов структуры тренировочного года для борцов различного возраста и квалификации;
  • выявление необходимого графика учебной или трудовой деятельности борцов и на этой основе на поиск вариантов планирования тренировочного года;
  • выбор оптимальной системы соревнований в тренировочном году (соревновательных серий и отдельных соревнований) с уточнением необходимого числа соревнований, схваток, оптимального соотношения между главными, контрольными, квалификационными соревнованиями для борцов различного возраста и квалификации;
  • выбор оптимального числа централизованных сборов в тренировочном году (зависит от квалификации борцов: чем она выше, тем меньше сборов).

Третье. Второй подход в планировании учебно-тренировочного процесса связан с именем Д. А. Аросьева, вначале предложившего принцип «маятника» и позже — систему формирования спецготовности спортсменов к соревнованиям. На этой основе появились две рекомендации по построению кратковременных маятниковых учебно-тренировочных сборов и долговременных годичных структур по формированию готовности спортсменов. Следовательно, отказавшись от трех, пяти или семи периодов годичного цикла, Д.А. Аросьев ввел чередующиеся этапы накопления и реализации, которые заканчивались очередным соревнованием. Число таких этапов в тренировочном году определялось числом соревнований с участием конкретного спортсмена.