Содержание материала

Процесс подготовки борцов тхэквондоТермин «управление» является одним из наиболее емких и обобщенных. Если говорить о подготовке спортсменов, то под управлением следует понимать знание истории и перспективы развития вида спорта, прогнозирование спортивных достижений, планирование тренировки, внетренировочной и соревновательной деятельности, участие спортсменов в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях, качественный и количественный контроль выполняемых тренировочных, внетренировочных, соревновательных программ и динамику состояния тренированности спортсмена, а также корректирование планов тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности.

Характеристика процесса управления в тхэквондо

Этот перечень управленческих процедур отражает профессиональную деятельность тренера, характеризует все стороны подготовки спортсменов.

В профессиональной деятельности тренера приходится выбирать ту или иную стратегию подготовки борцов.

На выбор влияют целевые установки трех направлений физического воспитания: общего физического совершенствования, профессионального физического и спортивного совершенствования.

В рамках же спортивного совершенствования выбор стратегии обязывает учитывать государственную задачу тренировки: воспитание мастера международного класса.

Модельные характеристики соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов в тхэквондо, целевые нормативы в многолетней подготовке

При разработке модельных характеристик соревновательной деятельности важно единообразие в мнениях специалистов по пониманию отдельных эпизодов соревновательной деятельности. Кроме того, в отдельных видах единоборств специфика ведения поединка определяется индивидуальным стилем деятельности отдельного спортсмена.

Анализ соревновательной деятельности тхэквондистов России с 1996 по 2000 г. показал, что в 1996—1997 гг. на чемпионатах России победителями в большинстве весовых категорий становились, как правило, тхэквондисты, делающие акцент на силовую манеру ведения поединка, атакующий стиль. Вероятно, это можно объяснить тем, что в тот период в тхэквондо преобладали спортсмены, пришедшие из других видов единоборств (дзюдо, карате и т.д.). Анализ поединков на чемпионатах и кубках России в 1999 — 2000 гг. показал, что 65 — 70% финалистов строят свои поединки в контратакующем стиле, больше рассчитывая на ошибки и просчеты противника, т. е. наблюдается тенденция к «интеллектуализации» стиля ведения боя.

Изучение модельных характеристик соревновательной деятельности тхэквондистов обусловлено тем, что, зная эти характеристики, можно планировать общую стратегию подготовки, которая включает подбор рациональных средств и методов подготовки, планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, а также выбор эффективных внетренировочных факторов, помогающих оптимизировать эти параметры.

Разработаны следующие обобщенные показатели оценки соревновательной деятельности в единоборствах.

Эффективность: коэффициент надежности атакующих действий спортсмена; коэффициент надежности защитных действий.

Активность: количество различных оцененных приемов (часто характеризуется показателем плотности, т. е. количеством всех атакующих действий в единицу времени); интервал оцененных атак— величина, обратная плотности, т. е. время, затраченное в среднем на одно атакующее действие; распределение атакующих, выигранных и проигранных действий по периодам, раундам, минутам боя часто используется как косвенная характеристика тактического мастерства либо психологической готовности к поединку.

Разнообразие: количество использованных приемов (либо его отношение к общему количеству классифицируемых в виде спорта приемов, что интересно при сравнении различных видов единоборств).

Встречаются рекомендации и по оценке динамики указанных характеристик в ходе конкретного турнира, например их отношение в предварительных поединках (на предварительной стадии турнира) и в финальных боях.

При разработке модельных характеристик важно единообразие в понимании отдельных эпизодов специалистами, ведущими запись либо обработку записи поединка. Однако это положение не всегда соблюдается. В частности, в спортивной борьбе понятия «срыв» и «попытка» зачастую экспертами не различаются. Попытку необходимо оценивать, если атакующее действие борца обеспечило ему превосходство над соперником, и отличать от другого действия — «срыва», расцениваемого как пассивность и влекущего за собой отступление, обеспечивающее противнику преимущество.

Следует, однако, отметить, что специфика спортивных единоборств — группы контактных видов спорта, где приходится сталкиваться с активным сопротивлением зачастую заранее не известного противника, — не дает оснований для строгого планирования соревновательной деятельности. Эта специфика определяет особую роль знания соревновательных возможностей каждого спортсмена в отдельности, являющихся основой для выбора стратегии тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Анализ специальной литературы показывает, что эти возможности используются в спортивной практике единоборств недостаточно.

Вместе с тем исследователями в данной области накоплен обширный материал, свидетельствующий о возможности выделения в каждом виде единоборств нескольких типов (групп, стилей, манер) индивидуальной соревновательной деятельности, Достаточно просто идентифицируемых и безусловно требующих выбора различных стратегий спортивной тренировки.


Планирование в системе тренировки борцов тхэквондо - многолетнее, годичное и в пределах года

Микроцикл состоит из нескольких тренировочных дней, которые составляют относительно самостоятельный фрагмент учебно-тренировочного процесса.

Традиционные микроциклы чаще всего охватывают недельный срок и планируются с учетом режима трудовой или учебной деятельности борцов. Различают четыре основные разновидности традиционных микроциклов.

Собственно-тренировочные микроциклы подразделяются в зависимости от направленности тренировочной нагрузки на общеподготовительные и специально-подготовительные, а в зависимости от величины и динамики нагрузки — на ординарные и ударные.

Подводящие микроциклы по содержанию частично моделируют соревновательную обстановку (режим, программу соревнований и т.п.) и направлены на неуклонное повышение специальной работоспособности борцов.

Соревновательные микроциклы полностью копируют условия соревнований (самостоятельная разминка, наличие судей, зрителей, руководящего персонала и т.п.). В ходе таких микроциклов устраиваются прикидки для окончательного комплектования состава команды.

Восстановительные микроциклы (иначе их можно назвать пос-лесоревновательными или разгрузочными) имеют цель восстановить частично утраченную на соревнованиях работоспособность борцов.

Наиболее разнообразными среди опреративных планов тренировки следует признать планы на занятие. Основное внимание надо обратить на вопросы планирования микроциклов и особенно тренировочных дней, тем более что до сих пор ни у ученых, ни у тренеров нет полной ясности и четкой оценки достоинств и недостатков традиционных и нетрадиционных способов планирования.

К текущим планам тренировки относят планы на мезоциклы и тренировочный год.

Общая продолжительность мезоциклов — в пределах 4— 6 нед. В структуре выделяются две части: этап накопления (или децентрализованной подготовки) и этап реализации (или централизованной подготовки).

Понедельный план централизованной подготовки включает в себя от 1 до 5 недельных микроциклов. Величина и направленность тренировочных нагрузок от первого к последнему микроциклу постепенно изменяются, так как возрастает количество специализированных тренировочных заданий, заметно снижаются общеподготовительные нагрузки и частично сокращаются затраты времени на специальные подготовительные нагрузки. Непосредственно перед соревнованиями планируются банный день и 1–2 дня отдыха с обязательным ознакомлением за день до соревнования с местом, инвентарем и другими условиями предстоящего состязания.


Маятниковый план децентрализованной подготовки

Рассмотрим маятниковый план децентрализованной подготовки. Теоретическую часть планирования нетрадиционных учебно-тренировочных сборов составляет принцип «маятника». Продолжительность сборов зависит от числа основных и регулировочных микроциклов. Чтобы получить эффект «раскачки маятника», чередующихся пар должно быть не менее трех, но и не более пяти-шести.

Планирование макроциклов тренировки по праву может быть отнесено к числу наиболее фундаментальных проблем в спортивной науке и практике. Оно имеет исключительную практическую важность, его отличает особая сложность научного исследования. Эта сложность, в частности, определяется:

— множеством возможных вариантов макроциклов;

— ограниченностью способов научного обоснования структуры и содержания макроциклов (применяется, как правило, сравнение эффективности каких-либо выбранных вариантов, но лишь в тех видах спорта, в которых невелик перечень тренировочных заданий и относительно доступна регистрация тренировочных нагрузок, например в тяжелой атлетике);

— чрезвычайно большим числом отдельных факторов, от которых зависят достижения в спортивной борьбе (их одновременное изучение практически невозможно, а исследование порознь требует последующей огромной работы по анализу и синтезу разрозненных фактов).

Оправдана идея о том, что серии мезоциклов образуют «в определенных сочетаниях более крупные этапы и периоды тренировки, служат строительными блоками в структуре более высокого порядка. Число мезоциклов того или иного типа, порядок их сочетания и общая последовательность в решающей мере зависят от общих закономерностей построения большого макроцикла тренировки и конкретных условий его осуществления» (Л. П. Матвеев, 1976).

Прежде всего рассмотрим суть термина «макроцикл». По идее он состоит из серии мезоциклов, и если в конце каждого мезо-цикла борцы участвуют в контрольных соревнованиях, то каждый макроцикл заканчивается ответственным стартом. Следовательно, макроцикл представляет собой крупный и относительно самостоятельный фрагмент тренировочного процесса, завершающийся одним из главных соревнований года. У высококвалифицированных борцов в течение тренировочного года главных соревнований бывает 2 — 3, реже — 4, общее число макроциклов в году может быть в пределах 2 — 3, реже — 4. Продолжительность каждого макроцикла зависит от структуры тренировочного года. В свою очередь, она индивидуально определяется для каждого квалифицированного борца выделением 2 — 4 главных соревнований года.

Годичный цикл — это относительно самостоятельный, законченный и самый крупный фрагмент в системе планирования тренировки борцов.

Основную задачу тренировочного года — достижение наивысшего уровня готовности к важнейшим соревнованиям — спортсмен решает, проходя через три фазы развития своей спортивной формы: приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и временной утраты. Трем фазам соответствуют три периода тренировочного года: подготовительный, соревновательный и переходный. Рекомендуется рассматривать переходный период как период контролируемого и регулируемого понижения уровня спортивной формы.

Начиная с 60-х годов подготовка квалифицированных спортсменов все чаще стала проходить в соответствии с 5-фазными кривыми развития спортивной формы, а позднее (в 80-х годах) — и с 7-фазными. 5-фазные кривые стали именовать двухпиковыми (или двухвершинными), т.е. с двумя соревновательными периодами в году, а 7-фазные — трехпиковыми (трехвершинными) кривыми, вбирающими в себя семь периодов тренировочного года, из которых три — соревновательных.

В конце 70-х годов были предложены мезоциклы, составляющие основу планирования внутри отдельных периодов тренировочного года. Опираясь на эту идею, болгарские ученые предложили использовать для борцов на первом общеподготовительном этапе подготовительного периода втягивающие, базовые (или ударные) и стабилизирующие мезоциклы. Отечественные же ученые рекомендовали на втором этапе подготовительного периода вводить контрольно-подготовительные и «шлифовочные» мезоциклы.

Планированию тренировочного года предшествуют детальное научное обследование борцов, полное восстановление их здоровья, глубокий анализ результатов прошедшего года. На этой основе:

  • устанавливаются (индивидуально, для определенных групп борцов и для команды в целом) исходные уровни физической, технико-тактической, теоретической, моральной, волевой, интеллектуальной подготовленности и систематизируются общие, групповые и индивидуальные недостатки;
  • выявляются и систематизируются тенденции в развитии борьбы (общее, особенное, специфическое), в подготовленности конкурентов и определяется конечная цель тренировочного года, которая конкретизируется в задачах по видам подготовки;
  • анализируется календарь соревнований и намечаются соревнования, в которых должны принять участие отдельные спортсмены; с учетом этого комплектуется предполагаемый состав команды для участия в турнирах и матчевых встречах;
  • выбирается вариант структуры тренировочного года с учетом количества и степени ответственности соревнований, количества соревновательных и выездных дней, сборов, дней в пути, тренировочных дней, занятий и других параметров;
  • намечаются сроки, объекты и технология контроля за динамикой тренировочного процесса и динамикой состояния тренированности борцов;
  • составляется графический план тренировочного года;
  • составляется общий план работы с командой, где предусматриваются организационная работа, материально-техническое обеспечение и др.

Выводы

Все вышеизложенное позволяет утверждать следующее.

Первое. Существует два подхода в планировании фрагментов учебно-тренировочного процесса (мезо-, макроциклов и тренировочного года): общепринятый (с тремя, пятью или семью периодами годичного цикла) и основанный на принципе «маятника» с выделением макро-, мезо- и микроциклов, входящих в состав полного тренировочного года (от прошедшего главнейшего соревнования года до предстоящего в текущем году).

Второе. Первый подход отражает многолетние традиции мирового спорта, удачно обобщенные и систематизированные около 30 лет назад профессором Л. П. Матвеевым. Им была разработана достаточно стройная теория построения годичного тренировочного года. Ее влияние на планирование тренировки во всем мире трудно переоценить.

Однако с появлением новых работ профессора Л. П. Матвеева, где в годичном цикле были выделены микро-, мезо- и макроциклы, существенно пострадала стройность концепции тренировочного года. Это произошло в связи с возникшим противоречием, не позволяющим совместить подготовительные, соревновательные, переходные периоды с макроциклами тренировочного года. Положение усугублялось наличием семи разновидностей микроциклов и девяти — мезоциклов. Это обстоятельство категорически препятствовало вписать их в тренировочный год с тремя, пятью или семью периодами тренировки. Причем такая попытка не была предпринята даже самим автором этих рекомендаций.

Как бы там ни было, традиционное планирование весьма широко практикуется тренерами по спортивной борьбе. Таким образом, очевидно, что усилия исследователей должны быть направлены на:

  • поиск наилучших вариантов структуры тренировочного года для борцов различного возраста и квалификации;
  • выявление необходимого графика учебной или трудовой деятельности борцов и на этой основе на поиск вариантов планирования тренировочного года;
  • выбор оптимальной системы соревнований в тренировочном году (соревновательных серий и отдельных соревнований) с уточнением необходимого числа соревнований, схваток, оптимального соотношения между главными, контрольными, квалификационными соревнованиями для борцов различного возраста и квалификации;
  • выбор оптимального числа централизованных сборов в тренировочном году (зависит от квалификации борцов: чем она выше, тем меньше сборов).

Третье. Второй подход в планировании учебно-тренировочного процесса связан с именем Д. А. Аросьева, вначале предложившего принцип «маятника» и позже — систему формирования спецготовности спортсменов к соревнованиям. На этой основе появились две рекомендации по построению кратковременных маятниковых учебно-тренировочных сборов и долговременных годичных структур по формированию готовности спортсменов. Следовательно, отказавшись от трех, пяти или семи периодов годичного цикла, Д.А. Аросьев ввел чередующиеся этапы накопления и реализации, которые заканчивались очередным соревнованием. Число таких этапов в тренировочном году определялось числом соревнований с участием конкретного спортсмена.


Тренировочные нагрузки

Нагрузка характеризуется величиной, направленностью (в том числе специализированностью), координационной сложностью и динамикой. Чаще всего тренеры учитывают лишь величину и динамику нагрузки, оставляя без должного внимания ее координационную сложность и особенно направленность (или специфику) воздействия на организм. Последовательно рассмотрим указанные четыре характеристики нагрузки.

Величина нагрузки

Большинство объективных методов измерения нагрузки предложено в видах спорта циклического характера, где ее объем измеряют временем (секунды, минуты, часы), расстоянием (миллиметры, метры, километры) и массой отягощений (граммы, килограммы, тонны), интенсивность — количеством повторений в единицу времени, скоростью преодоления дистанции и интервалом отдыха.

В настоящее время наряду с объективными методами регистрации величины нагрузок пользуются и субъективными методами.

В практике подготовки борцов применяются три способа регистрации нагрузки: по внешним, внутренним и комбинированным показателям. Наиболее объективным является внутренний показатель. Он характеризует величину ответной реакции организма на выполненную механическую работу (суммарная частота пульса, суммарные затраты энергии, суммарный перепад температуры тела и др.). Менее объективный, но простой и удобный для тренера внешний показатель отражает величину выполненной механической работы (число повторений, километраж, тоннаж, суммарное тренировочное время, в том числе потраченное на совершенствование техники с партнерами и манекенами, на участие в схватках и т. п.). Самым непригодным и, к сожалению, наиболее распространенным и получившим международное признание является комбинированный показатель нагрузки, определяемый как произведение суммарного времени двигательной активности (внешний показатель) на среднюю ЧСС (внутренний показатель), выраженную в баллах. Непригодность комбинированного показателя нагрузки объясняется несостоятельностью теоретических предпосылок. Например: почему предложена восьмибалльная шкала оценок интенсивности, а не пятибалльная? Какие физиологические предпосылки лежат в ее основе?

Свыше 20 лет назад были физиологически обоснованы четыре тренировочные зоны на основе ЧСС и особенностей энергообразования в организме спортсменов:

  • до 130 уд./мин — нулевая зона, применяемая для отдыха и восстановления работоспособности;
  • от 130 до 150 уд./мин — 1-я тренировочная или комфортная зона;
  • от 150 до 180 уд./мин — 2-я тренировочная зона;
  • свыше 180 уд./мин — 3-я тренировочная зона, когда показатели ЧСС нельзя использовать как объективные критерии нагрузки.

Направленность нагрузки

Нагрузка в виде тренировочного задания может быть направлена на решение интегральных и дифференциальных задач тренировки борцов.

При решении дифференцированных задач нагрузка направлена на совершенствование отдельных сторон подготовленности борцов — их физической, технико-тактической или волевой подготовленности. В случаях, когда тренировочные задания очень близки к специфике соревновательной деятельности, направленность нагрузки оценивается как соревновательная (например, учебные соревнования с судейством, выбыванием борцов из дальнейшей борьбы и т.п.).

Когда тренировочные задания менее специализированы (совершенствование технических или тактических действий в стационарных условиях: учебные схватки, упражнения с манекенами, другими тренажерами и т.д.), нагрузка считается специально подготовительной. Если тренировочные задания не специализированы (например, игра в волейбол, бег на стадионе и т.п.), нагрузка оценивается как общеподготовительная.

Координационная сложность и психическая напряженность нагрузки

Этот показатель нагрузки свидетельствует о степени сложности управления (коррекции) движениями. Наиболее сложными из них, безусловно, являются ранее не встречавшиеся общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения со сложно переплетающимися пространственными, временными, ершовыми и ритмическими характеристиками. При выполнении таких сложных движений борцы быстро утомляются. Следовательно, координационная сложность упражнения увеличивает нагрузочность тренировочного задания.

Динамика нагрузки

Для рационального управления тренировочным процессом важно обеспечить разумное чередование нагрузок по величине, координационной сложности и направленности:

  • • динамика величины нагрузок может возрастать или понижаться линейно, ступенчато, скачкообразно или волнообразно;
  • • координационно сложные упражнения следует чередовать с простыми, легко управляемыми движениями;
  • • задания, направленные на повышение технико-тактической подготовленности, надо сочетать с заданиями по другим видам подготовки;
  • • специализированные тренировочные задания следует сочетать с такими, которые направлены на решение общеподготовительных задач, и т. п.

Эти изменения нагрузки происходят в рамках занятия, тренировочного дня, микроцикла, нескольких микроциклов (например, на учебно-тренировочном сборе), мезоцикла, макроцикла и всего тренировочного года. Разумеется, при этом необходимо соблюдать требования регулярности, непрерывности и вариативности нагрузки.

Отдых. Различные продолжительность и характер отдыха внутри и между сериями упражнений по-разному влияют на динамику восстановления организма. Это положение успешно используется тренерами для решения задач тренировки. В связи с этим проанализируем вопросы продолжительности и характера отдыха.

Продолжительность отдыха. Восстановительный период после физических нагрузок состоит из трех равных по продолжительности фаз. В течение 1-й из них восстанавливается 30 % работоспособности, во 2-й — еще 65% и в 3-й — последние 5%. На основе этого выделяют три разновидности отдыха:

  • жесткий, ограничивающийся первой третью восстановительного периода (восстанавливаются 30% работоспособности);
  • оптимальный, обеспечивающий восстановление 95% работоспособности и ограничивающийся 2-й частью восстановительного периода;
  • полный, обеспечивающий полное (100%) восстановление работоспособности организма после исхода 3-й части реабилитационного периода.

Важно установить (желательно для каждого борца) продолжительность полного отдыха после основных тренировочных заданий с тем, чтобы рассчитать продолжительность оптимального и жесткого отдыха. Эти ориентиры позволят тренеру грамотно использовать интервалы отдыха. Например, из опыта работы тренеров по легкой атлетике известно, что полное восстановление работоспособности у квалифицированных спринтеров после забега на 200 м в полную силу происходит через 12 мин. Следовательно, через 8 мин восстанавливается 95 % работоспособности. Именно поэтому повторный забег дается через 8 мин отдыха, поскольку 5%-ный уровень недовосстановленной работоспособности сохраняет целесообразный фон оптимальной возбудимости нервно-мышечных центров и отпадает необходимость дополнительной разминки.

Характер отдыха

Отдыхать между упражнениями борцы могут активно или пассивно. В обоих случаях можно использовать дополнительные средства восстановления (медикаментозные, психорегулирующие, механические, температурные и другие воздействия). Поэтому появляется возможность выделения четырех разновидностей отдыха: пассивный, пассивно-усиленный, активйый и активно-усиленный.

Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование / Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д.Железняка. - М.: Академия, 2005. С. 221-231.