Содержание материала

 

Этапы базовой и специальной стратегической и тактической подготовки

Этап базовой стратегической и тактической подготовки

Цель этапа — формирование базовой тактики — конкретизируется двумя задачами. Первая задача — это формирование базовых тактических действий, способствующих освоению базовой техники.

Вторая задача — это овладение атакующим способом ведения схватки.

Этап специальной стратегической и тактической подготовки

На этом этапе решаются две группы задач: основные и дополнительные. При закреплении и совершенствовании базовых тактических действий используются методические подходы 3-го этапа обучения одному движению, т.е. последовательно выдвигаются и решаются его четыре задачи. Основное внимание уделяется методам педагогического наблюдения и последующего анализа базовых тактических действий, которые будут широко использоваться борцами при дальнейшем освоении и применении навыков тактических действий 2-й, 3-й, 4-й групп, а также при закреплении и совершенствовании способов атакующего построения схваток.

Основы методик решения четырех основных задач этапа излагаются ниже.

Задача первая — формирование навыков тактических действий 2-й, 3-й, 4-й групп. Основная направленность процесса определяется тем, что обозначенные три группы тактических действий являются движениями. Обучение отдельным движениям осуществляется в три этапа. При решении 1 -й основной задачи данного этапа следует последовательно применять методику этапов ознакомления, формирования двигательного умения и формирования двигательного навыка. Для каждого тактического действия необходимо подобрать оптимальное число шагов обучения и активно использовать педагогические воздействия всех ступеней познания. В процессе обучения не все тактические действия доводятся до уровня двигательного навыка; тренеру надлежит определить, с какими из них нужно лишь ознакомить занимающихся, какие довести до двигательного умения и какие — до двигательного навыка. На уровне двигательного навыка окажется строго ограниченное число тактических действий, на уровне двигательного умения их число существенно возрастет, на уровне же ознакомления их будет гораздо больше.

Задача вторая — формирование навыков реализации тактических установок. Решение данной задачи связано с формированием различных навыков поведения в отдельных отрезках схватки. Ранее усвоенные базовые и другие тактические действия, умение строить атакующие схватки будут способствовать формированию таких тактических установок, как разведка, завоевание, наращивание и удержание преимущества, погоня, проигрыш запланированного качества, выжидание, восстановление сил, демонстрация активности, динамика применения технических и тактических действий во времени. Каждый тренер должен самостоятельно выделить базовые тактические установки и прежде всего научить воспитанников реализовывать их в боевых схватках.

Задача третья — формирование навыков организации собственного единоборства. Организовать свое единоборство в схватке — значит спланировать поединок до его начала и реализовать конкретный план. Существуют значительные различия в особенностях планирования схватки мастерами разного класса. Так, мастера спорта предпочитают организовывать собственное единоборство, мастера спорта международного класса избирают дезорганизацию привычного противоборства соперника, а заслуженные мастера спорта — взаимодействие с соперниками.

Решение данной задачи приводит к тому, что борцы обучаются рационально распределять в схватке тактические и технические действия и собственные силы. Такая тактика ориентирована в первую очередь на экономное расходование энергии, на то, чтобы, не проиграв, выстоять, и лишь во вторую очередь — победить.

Задача четвертая — выявление и закрепление индивидуального стиля применения единиц техники. Решение этой задачи осуществляется в процессе постоянных наблюдений за тренировочной и соревновательной деятельностью борцов при минимальном вмешательстве тренера. Процесс становления должен быть естественным, исключающим излишнюю опеку, способствующим самостоятельному отбору единиц техники, но и не быть совершенно бесконтрольным, исключающим учет индивидуальных особенностей. Тренер должен следить за соответствием избранного борцом стиля индивидуальным особенностям соперника: нет ли разногласий между телосложением, координационными способностями, возможностями в проявлении мощности, выносливости и гибкости, с одной стороны, и самостоятельно избранным стилем применения единиц техники и тактики, с другой?

Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование / Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д.Железняка. - М.: Академия, 2005. С. 211-219.