Содержание материала

Основные методы

Основными методами развития специальной выносливости являют­ся:

1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); 

2) методы интервального прерывного упражне­ния (интервальный и повторный);

3) соревновательный и игро­вой методы.

Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максималь­ной интенсивностью.

Переменный метод отличается от равномерного последователь­ным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, тем­па, амплитуды движений, величины усилий и т.п.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозирован­ными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как пра­вило, интервал отдыха между упражнениями 1–3 мин (иногда по 15–30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-ана­эробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интерваль­ной работы. Обычно в круг включается 6–10 упражнений («стан­ций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.

Соревновательный метод предусматривает выполнение упраж­нений в форме соревнований.

Игровой метод предусматривает развитие выносливости в про­цессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.

Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов (2003) отмечают, что воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности основано на приспособлении организма к работе в ус­ловиях накопления недоокисленных продуктов энергетического обес­печения и характеризуется решением двух задач:

1) повышение мощ­ности гликолитического (лактатного) механизма;

2) повышение мощности креатинфосфатного (алактатного) механизма.

Для этого используются основные и специально подготовительные упражне­ния соответствующей интенсивности и применяются мето­ды повторного и переменного интервального упражнения.

Развитие аэробных и анаэробных возможностей сочетается меж­ду собой. Гликолиз зависит от дыхательных возможностей и в то же время сам является основой для алактатного процесса. Исходя из этого в системе занятий целесообразно планировать преиму­щественное развитие этих возможностей в следующей последова­тельности: аэробные – лактатные – алактатные. В процессе одно­го занятия решение задач на воспитание выносливости должно происходить в обратном порядке (рис. 1).

Развитие выносливости в системе занятий и в отдельном занятии

Рис. 1. Развитие выносливости в системе занятий и в отдельном занятии
( по Ж. К. Холодову и В. С. Кузнецову, 2003).