Современный уровень спортивных достижений требует организации целенаправленной подготовки спортсменов, поиска все более эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы. Одной из главных задач, стоящих перед тренерами в спортивных видах борьбы и, в частности – борьбы самбо, является повышение специальной выносливости спортсменов.
С педагогической точки зрения, хорошая специальная выносливость характеризуется способностью борца активно, в высоком темпе вести всю схватку с применением большого числа разнообразных эффективных технико-тактических действий. При этом предполагается, что организм борца способен к быстрому восстановлению и готовности вести такую же схватку после интервала между схватками (А. А. Рузиев, 2001, с. 36).
В борьбе самбо сочетается скоростно-силовая работа со статическими напряжениями, она развивает силу, быстроту, ловкость. У борцов должна быть хорошо развита мышечная система, адаптированная к работе преимущественно в анаэробном режиме.
Исследования показывают, что при схватках расход энергии достигает в среднем 10-12 ккал и более за 1 мин. Частота дыхания во время схватки увеличивается до 35-40 и более экс. в мин. Отмечены моменты задержки дыхания и натуживания – во время захвата, подготовки к выполнению броска и при броске. Кислородный долг к концу схватки может достигать значительных величин. Максимальное потребление кислорода составляет 57 мл/кг/мин. Во время схватки и особенно после схватки ЧСС достигает 180–200 и более уд/мин. Артериальное давление может повышаться до 150-160 мм рт. ст. (систолическое) и 80-100 мм рт. ст. (диастолическое). Лактат в крови после схватки повышен и составляет 8-10 и более ммоль/л. (В. М. Смирнов, В. И. Дубровский, 2002, с. 536-537).
В связи с этим, перед тренерами остро встает проблема оптимального выбора средств, методов и построения тренировок, направленных на развитие специальной выносливости самбистов.
Cредства развития выносливости
Средствами развития выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью. Эффективным средством развития специальной выносливости являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.
В. М. Зациорский (1966) показал, что физиологическое воздействие выполненной тренировочной работы зависит от следующих параметров:
1) интенсивность упражнения;
2) продолжительность упражнения;
3) число повторений;
4) продолжительность интервалов отдыха;
5) характер отдыха.
При этом В. В. Шиян (1983) подчеркивает, что правильное сочетание этих переменных в отдельной тренировочном занятии значительно усиливает эффект физической нагрузки и, наоборот, при отсутствии системы в планировании тренировочных нагрузок можно получить результата противоположные запланированным.
Основные методы
Основными методами развития специальной выносливости являются:
1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);
2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);
3) соревновательный и игровой методы.
Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.
Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.
Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1–3 мин (иногда по 15–30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6–10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.
Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований.
Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.
Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов (2003) отмечают, что воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности основано на приспособлении организма к работе в условиях накопления недоокисленных продуктов энергетического обеспечения и характеризуется решением двух задач:
1) повышение мощности гликолитического (лактатного) механизма;
2) повышение мощности креатинфосфатного (алактатного) механизма.
Для этого используются основные и специально подготовительные упражнения соответствующей интенсивности и применяются методы повторного и переменного интервального упражнения.
Развитие аэробных и анаэробных возможностей сочетается между собой. Гликолиз зависит от дыхательных возможностей и в то же время сам является основой для алактатного процесса. Исходя из этого в системе занятий целесообразно планировать преимущественное развитие этих возможностей в следующей последовательности: аэробные – лактатные – алактатные. В процессе одного занятия решение задач на воспитание выносливости должно происходить в обратном порядке (рис. 1).
Рис. 1. Развитие выносливости в системе занятий и в отдельном занятии
( по Ж. К. Холодову и В. С. Кузнецову, 2003).
Повышение анаэробных возможностей
Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения:
1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10–15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.
2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15–30 с, интенсивность 90–100% от максимально доступной.
3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30–60 с, интенсивность 85–90% от максимально доступной.
4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1–5 мин, интенсивность 85–90% от максимально доступной.
Режимы тренировочной работы при совершенствовании анаэробных возможностей представлены в табл. 1.
Таблица 1. Режимы тренировочной работы при совершенствовании анаэробных возможностей
Интенсивность (в % от максимальной) |
Направленность нагрузки |
Продолжительность работы (с) |
Упражнения в серии (раз) |
Серии (раз) |
Отдых (мин) |
|
Пауза между (мин) |
Отдых между сериями (мин) |
|||||
100 |
Алактатная |
5-10 |
3-4 |
3-4 |
1,5-2 |
5-7 |
90-100 |
Алактатная и лактатная |
15-30 |
4-5 |
3-4 |
1-1,5 |
5-7 |
85-90 |
Лактатная |
30-60 |
4-6 |
4-5 |
0,3-1 |
5-7 |
85-90 |
Анаэробная и аэробная |
60-180 |
6-8 |
5-7 |
0,3-1 |
5-7 |
Для воспитания выносливости в борьбе самбо, с учетом присущих этому виду спорта характеристик двигательной деятельности, следует увеличивать продолжительность основных упражнений (схваток), повышать интенсивность, уменьшать интервалы отдыха.
Постепенно, с ростом тренированности спортсменов и с учетом их возрастных особенностей, время отдыха между схватками сокращается и уменьшается число самих схваток.
С педагогической точки зрения, подчеркивает А. А. Рузиев (2001, с. 37), специальная выносливость борца – многокомпонентное понятие и ее уровень взаимосвязан с рядом факторов, основные из которых – общая выносливость, скоростные и силовые возможности, эффективность технического мастерства, подготовленность опорно-двигательного аппарата, психологическая устойчивость к болевым и неприятным ощущениям и др.
Этапы подготовки спортсмена
В связи с этим направление воспитания специальной выносливости зависит от периодов подготовки. Так, на первом этапе борцы должны быть подготовлены к интенсивной специальной тренировке на последующих этапах. Это выражается в достижении высокого уровня развития общей и силовой выносливости и поддержании на определенном уровне скоростных возможностей.
Задачи второго этапа – развитие физических способностей, отвечающих специфике требований борьбы.
Цель тренировки в соревновательном периоде – достижение наивысших спортивных результатов, поддержание общей и силовой выносливости, дальнейшее совершенствование специальной выносливости в процессе тренировочных и соревновательных схваток, обеспечение роста скоростных возможностей. При этом общий объем нагрузки несколько снижается при повышении интенсивности.
Основная задача переходного периода тренировки – обеспечить борцам с помощью тренировочных средств и соответствующих нагрузок полноценный отдых при сохранении на определенном уровне основных физических качеств и общей выносливости. Для выполнения этой задачи применяются различные циклические упражнения и спортивные игры, которые воспитывают специальную выносливость борцов, необходимую для ведения схваток в высоком темпе, что во многом зависит от уровня потребления кислорода.
В. Я. Блах (2005, с. 30–35), рассматривая принцип построения биологически обоснованной концепции физической подготовки борцов самбо и дзюдо, отмечает, что на предсоревновательном этапе важнейшее значение имеет строго индивидуальное планирование нагрузок. Кроме этого, непосредственно в предсоревновательном периоде следует поддерживать уровень силовой подготовленности и стремиться к максимальному повышению уровня аэробной подготовленности. В предсоревновательном периоде целесообразно минимизировать нагрузки анаэробной гликолитической направленности, поскольку она приводит к значительному закислению мышц, разрушению митохондрий, а значит, к потере выносливости (аэробной подготовленности).
Таким образом, в связи с тем, что схватки самбистов происходят преимущественно в анаэробном режиме, развитие их специальной выносливости заключается в первую очередь в повышение мощности гликолитического (лактатного) и креатинфосфатного (алактатного) механизмов.
Основными средствами развития специальной выносливости самбистов являются упражнения; основными методами – методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный), методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный), соревновательный и игровой методы.
Для контроля тренировочных нагрузок спортсменов по показателям внешней физической нагрузки необходимо учитывать такие параметры, как интенсивность упражнения; продолжительность упражнения; число повторений; продолжительность интервалов отдыха; характер отдыха. Правильное сочетание этих составляющих значительно усиливает тренировочный эффект.
Режимы тренировочной работы при совершенствовании анаэробных возможностей включают алактатную, алактатную и лактатную, лактатную, анаэробную и аэробную направленность нагрузки, которые следует варьировать в зависимости от этапа подготовки спортсменов.
Литература
Блах В. Я. Принцип построения биологически обоснованной концепции физи-ческой подготовки борцов (самбо и дзюдо) / В. Я. Блах, С. В. Елисеев, С. Е.Табаков, В. Н. Селуянов // Теория и практика физической культуры. 2005. № 5. – С. 30-35.
Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии. - М.: Физкультура и спорт, 1979. – 152 с.
Рузиев А. А. Проблемы повышения специальной выносливости высококвалифицированных борцов // Теория и практика физической культуры, 2001, № 8. – С. 37-38.
Рузиев А. А., Ахмедшин Р. Г. Проблемы подготовки резерва сборных команд в восточных единоборствах // Теория и практика физической культуры. 2003. № 1. - С. 38.
Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 608 с. (С. 536–537)
Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ? М.: Издательский центр «Академия», 2003. ? 480 с. (C. 103–117).
Шиян В. В. Специальная выносливость дзюдоистов и средства ее развития. Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1983. – 27 с.
Шиян В. В. Научные исследования в спортивной борьбе как способ совершен-ствования учебного материала при подготовке специалистов // Теория и практика физической культуры. 1999. № 2. – С. 5–10.
Источник: Дипломная работа "Развитие выносливости в подготовке самбистов"
www.fizkulturaisport.ru