Содержание материала

Когда мне было 14 лет, фильм «Игра смерти» оказал на меня такое влияние, что я сразу же купил все книги Брюса Ли и решил начать подготовку в боевых искусствах. Сначала я освоил карате, кикбоксинг, бокс, кун-фу.

Шесть лет спустя, в феврале 1984 года, я начал изучать шуто, первый смешанный стиль боевых искусств Японии, в день, когда он был впервые представлен публике. Я выиграл первый турнир, который проходил в Токио в июне 1986 года, используя технику шуто и тактику джиткундо. Учение джиткундо было ключевым элементом моей победы, и сейчас могу сказать, что в то время как смешанные боевые искусства являются впечатляющим спортивным единоборством, джит-кундо — это путь к реальному бою.

udar-vedushchej-rukoj

Я хотел больше узнать об искусстве Ли, поэтому позднее в том же году присоединился к группе учеников Дэна Иносанто. Изучение джиткундо стало для меня настолько важным, что через несколько лет я переехал в Соединенные Штаты, чтобы стать студентом дневного отделения Академии боевых искусств Иносанто. Шифу Иносанто знал, что я был чемпионом по шуто, и попросил меня научить его японскому искусству. Я был удивлен, что великий мастер боевых искусств, мой шифу, просит научить шуто практика, который более чем вдвое моложе его, — меня! Но подход шифу к тренировкам полностью воплощает слова Ли: «Опустоши чашу, чтобы наполнить ее вновь». Я считаю, что, как и в боевых искусствах, в жизни без этого принципа не обойтись.

Шифу Иносанто сделал сотни заметок по технике и философии во время тренировок с Ли. Когда мы тренировались, шифу показывал эти записи, затем мы отрабатывали технику. С тех пор прошло уже более 20 лет, но я все еще учусь.

В развитии боевых искусств должно присутствовать чувство свободы. Если человек не может себя выразить, он несвободен. Конечной целью джиткундо является бесформенная форма. Однако обладание «бесформенностью» исходит из обладания формой и является высшей формой проявления личности.

Таким образом, изучая джиткундо, человек проходит три стадии эволюции:

  1. сильная связь с ядром;
  2. освобождение от ядра;
  3. возвращение к первоначальной свободе.

Ученик джиткундо сначала изучает основы. Если он может их понять и усвоить, его техника освобождается от этой базы и переходит на следующий уровень, представляющий собой процесс точной настройки, который зависит от способностей каждого отдельного человека. Благодаря этому процессу самосовершенствования ученик создает свою собственную истину. Эта истина может отличаться от истины другого человека, потому что люди думают по-разному, у них разные возможности и способности. Кроме того, выражение истины должно оставаться гибким, постоянно меняться, потому что люди находятся в постоянном движении. Вот как можно выразить себя в джиткундо.

Ли писал: «Нет пути к истине. Она живая и, следовательно, изменяется. Изменение с изменением является неизменным состоянием». Люди должны постоянно развиваться. Если человек ограничен предопределенным набором мыслей и действий, он прекращает развиваться. Другими словами, в джиткундо не существует конечной цели, и путь этот бесконечен. Джиткундо как зеркало, потому что его можно использовать как путь к познанию и выражению самого себя.

Сиджо (1) Ли оставил много материалов о джиткундо, зная, что материалы не так важны, как мудрость, чтобы их использовать. И хотя то, сколько вы учитесь, очень важно, намного важнее то, сколько вы смогли взять для себя из выученного.

Последователь джиткундо должен быть сильным и никогда не пренебрегать любой возможностью победить. Настоящий бой непредсказуем, и ваш враг может быть экспертом в любом боевом стиле, и, вступая в поединок, вы не должны удивляться. Вот почему важно исследовать и понимать каждый боевой стиль, чтобы победить. Как сказал Сунь-цзы (2): «Знай своего врага и знай себя, и ты сможешь провести сотню битв без поражений».

Тем не менее практикующий должен быть осторожным, чтобы не слишком увлечься подсчетом всех видов техник, которые он знает. В соответствии с философией джиткундо практикующий должен усвоить то, что полезно для него, и отбросить все ненужные знания, чтобы создать собственную истину. Человек должен выучить основные принципы и понять философию, создавая свое собственное выражение джиткундо. Когда он сделает это, он сможет отсечь все лишние элементы, и останется суть.

Упростить искусство джиткундо просто. Например, простая прямая атака очень эффективна в реальном бою. Однако она не всегда проста в своей простоте. Таким образом, необходимо пройти через множество тренировок, чтобы достигнуть простоты.

Движения практикующего джиткундо мгновенные, как вспышки молнии, и быстрые, как появление отражения в зеркале. Как только практикующий освоит концепции, правильные реакции будут возникать автоматически и спонтанно. Отсутствие техники подразумевает наличие всех техник, а отсутствие одного пути — наличие всех. Джиткундо предпочитает бесформенность, чтобы принимать все формы, и отсутствие стиля, чтобы соответствовать всем стилям.

Джиткундо создано, чтобы успешно противостоять в уличной драке, но в нем не используется оружие. Это потому, что истинная цель джиткундо выходит за рамки техники и тактики, единственной целью которых является победа над врагом. Вместо этого с помощью боевых искусств и постоянных тренировок вы полностью раскрываете свой потенциал. Это путешествие (дао) является самоцелью. Это путешествие, чтобы найти свою собственную высшую реальность, которая существует в том состоянии, в котором отрицательное и положительное гармонизируют друг друга, пока не исчезнут — конг (?/пустота).

Душа боевых искусств заключается в физическом, умственном и эмоциональном обучении, которое становится обучением духовным. И хотя сам Брюс Ли никогда не говорит об этом, мой шифу, Дэн Иносанто, никогда не пропускает даже дня тренировки, хотя ему уже за 70. Он тренируется больше, чем любой из его учеников, точно так же, как поступал сиджо Ли. Каждый преподаватель должен стараться следовать примеру их самодисциплины.

Мы можем постичь дао (?), изучая джиткундо, потому что одним из основных элементов джиткундо является дао. Последователь джиткундо должен быть абсолютно честным перед собой и верным себе. Философия и идеи джиткундо могут помочь развиваться людям из любой области — от мастеров боевых искусств до музыкантов, от актеров до ученых, от художников до бизнесменов. Ну что, «начали»!

Йори Накамура

Сноски

1. Сиджо — в переводе с китайского буквально «означает основатель рода, родоначальник династии». В восточных боевых искусствах так называют главу школы, «учителя моего учителя».

2. Сунь-цзы — китайский стратег и мыслитель, предположительно живший в VI или, по другим источникам, в IV веке до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны» (по материалам «Википедии»). Прим. пер.

 


Рисунки Брюса Ли

uglovie-polozhenia-otstavlenoj-nogi

Угловые положения отставленой ноги

uglovie-polozhenia-vedushchej-nogi

 

Угловые положения ведущей ноги

vertykalnuj-huk-nogoj

Вертикальный хук ногой

bokovoj-udar-nogoj

Боковой удар ногой

perednij-ydar-nogoj-v-koleno

Передний удар ногой в колено


Рисунки Брюса Ли

oruzhie-dzhitkundo

oruzhie-dzhitkundo-2

                                                                          Оружие джиткундо

Брюс Ли. Путь опережающего кулака. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 

Опубликовано с разрешения издательства.