Содержание материала

Развитие специальной выносливости бадминтонистовСовременная игра бадминтониста предъявляет высокие требования не столько к общей выносливости, сколько к специальной выносливости, умению вести игру в быстром темпе и достаточно долго. Для достижения высокого уровня специальной выносливости спортсмену необходимо не только иметь высокий уровень отдельных свойств и способностей, но и уметь проявлять их в комплексе.

В бадминтоне в качестве показателей, определяющих уровень специальной выносливости, можно выделить следующие: а) сохранение скорости движения (перемещение на площадке, сила удара) по мере возрастания тренировочной или соревновательной нагрузки; б) сохранение и увеличение числа эффективных соревновательных действий. (26).

При воспитании специальной выносливости бадминтониста используют следующие упражнения:

– специально-подготовительные — движения, схожие по структуре с соревновательными (различного рода перемещения на площадке с имитацией различных ударов); перемещения из игрового центра по точкам с ударами по волану, подвешенному на различной высоте; прыжки, метания, повороты, наклоны, комплексы игровых упражнений, моделирующих соревновательную деятельность, и т. д.;

– соревновательные – движения, предъявляющие предельные требования ко всем системам спортсмена.

Соревновательная деятельность бадминтониста — это длительная интенсивная нагрузка, близкая к максимальной, работа анаэробного характера в условиях недостатка кислорода.

Установлено, что анаэробная работа в условиях кислородного долга выполняется с помощью двух взаимосвязанных биохимических механизмов — креатинфосфатного и гликолитического. А это значит, что тренировочная работа, направленная на улучшение специальной выносливости бадминтониста, предполагает прежде всего увеличение количества макроэнергетических соединений в мышцах, совершенствование алактатных возможностей; повышение процессов гликолиза, совершенствование лактатных возможностей. Для этой цели в спортивной практике используют специально подготовительные и соревновательные упражнения, выполняемые в определенных режимах (табл.1).

Выполняя упражнения, направленные на совершенствование алактатных возможностей, следует помнить, что паузы отдыха между кратковременными упражнениями 5–10 с должны быть достаточно длительными —1,5–2 мин. Объясняется это тем, что запасы макроэнергетических соединений в мышцах незначительны, а при работе они быстро истощаются, и поэтому для их восстановления требуется значительное время.

Таблица 1. Режимы тренировочной работы при совершенствовании анаэробных возможностей

Интенсивность (в % от максимальной)

Направленность

нагрузки

Продолжительность работы (с)

Упражнения в серии (раз)

Серии

(раз)

Отдых (мин)

Пауза между упражнениями

(мин)

Отдых между сериями (мин)

100

Алактатная

5-10

3-4

3-4

1,5-2

5-7

90-100

Алактатная и лактатная

15-30

4-5

3-4

1-1,5

5-7

85-90

Лактатная

30-60

4-6

4-5

0,3-1

5-7

85-90

Анаэробная и аэробная

60-180

6-8

5-7

0,3-1

5-7

Используя упражнения, направленные на повышение возможностей гликолиза, поступают следующим образом: если работа продолжается 30 с, то по мере увеличения объема работы пауза отдыха сокращается до 45–60 с и доводится до 15–20 с; если пауза отдыха продолжается 30 с, то увеличивается или время, затрачиваемое на упражнение (45–60 с), или количество упражнений в серии (5–6). Делается это для того, чтобы поддерживать высокий уровень кислородного долга, чтобы каждое последующее упражнение начиналось на фоне значительных сдвигов в организме спортсмена. Если тренировочная работа будет проводиться с более длительными паузами отдыха, то стимулироваться будут дыхательные процессы, а гликолитические возможности будут совершенствоваться незначительно (табл. 1).


Повышение уровня анаэробных гликолитических возможностей

Повышению уровня анаэробных гликолитических возможностей бадминтонистов способствует использование так называемой гипоксической тренировки. Выполняя работу на задержке дыхания, искусственно ухудшая снабжение кислородом работающих тканей, спортсмен вызывает значительно более глубокие изменения в организме.

Развитие анаэробной выносливости осуществляется в скоростном режиме, поэтому в данном случае могут быть использованы те же упражнения, которые применяют для развития скоростных качеств. Таблица 2 рекомендует режимы работы бадминтониста при интервальном методе тренировки.

Таблица 2. Режимы тренировочной нагрузки при развитии анаэробной выносливости

Характеристика тренировочной деятельности

Развитие креатинфосфатного механизма

Развитие гликолитического механизма

Интенсивность работы в отрезках (по пульсу)

Продолжительность работы

Интервалы отдыха в серии

Число повторений в серии

Интервалы отдыха между сериями

Число серий в занятие

максимальная

5–20 с

2–3 мин

3–5

7–10 мин

3–4

высокая

30 с — 2 мин

между 1-м и 2-м повторениями  – 5-8 мин, между 2-м и 3-м – 3-4 мин, между 3-м и 4-м – 2-3 мин

3–4

15–20 мин

1–3 (для хорошо тренированных   спортсменов – 4–6)

Вывод: выносливость – комплексное качество, большинство составляющих ее компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах. При этом долевое соотношение различных компонентов между собой определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине. О состоянии и степени развития выносливости судят по ряду общих и частных показателей.

Показателем выносливости одним из обязательно учитываемых параметров является время, в пределах которого совершается деятельность, а также умение преодолевать утомление. Две основных разновидности выносливости – общая и специальная.

Основные типы специальной выносливости – скоростная, скоростно-силовая и силовая, в зависимости от вида спорта.


Литература

  1. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М., 1988. - 331 с.
  2. Вовк С. И. Особенности долговременной динамики тренированности // Теория и практика физической культуры, 2001, № 2, с. 28-31.
  3. Галицкий А., Марков О. Азбука бадминтона. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 96 с.
  4. Галицкий А. В., Лифшиц В. Я. Доступный, как бег трусцой (Игра в бадминтон). – М.: Знание, 1987. – 96 с.
  5. Головкина Л. Л. Физиологические эффекты тренировки выносливости у детей младшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры, 1998, № 7, с. 13-15.
  6. Городниченко Э. Г. Оценка работоспособности двигательного аппарата человека по показателям статической выносливости импульса силы // Теория и практика физической культуры, 1996, № 8, с. 46-47.
  7. Жбанков О. В., Глебович Б. В. Эффективность действий в бадминтоне – темп или точность? // Теория и практика физической культуры, 1997, № 2, с. 24-25.
  8. Жбанков О. В., Куприянов Д. Н., Ильин Ю. М. Информационная система оперативной оценки эффективности технических действий в бадминтоне // Физическая культура, 2001, № 9, с. 62-63.
  9. Ивойлов А. В. Волейбол. – Мн: Выш. школа, 1985. – 261 с.
  10. Корженевский А. Н. Тренировка юных спортсменов // Физическая культура, 1997, № 1, с. 25-27.
  11. Коц Я. М. Физиология мышечной деятельности. Учебн. для ин-тов физ. культ. М.,1982.
  12. Лифшиц В. Я., Галицкий А. В. Бадминтон. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 176 с.
  13. Марков О. М. Бадминтон. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 143 с.
  14. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
  15. Никитюк Б. А. Интегративно-антропологические основы физического воспитания и детско-юношеского спорта // Физическая культура, 1998, № 2, с. 6-9.
  16. Рыбаков Д. П., Штильман М. И. Основы спортивного бадминтона. –  М.: Физкультура и спорт, 1982. – 175 с.
  17. Озолин Н. Г. Путь к успеху. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 112 с.
  18. Скородумова А. П. Современный теннис: основы тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 160 с.
  19. Скрипко А. В., Шульман В. С. В игре стремительный волан. – Мн.: Полымя, 1990. – 144 с.
  20. Смирнов Ю. Н. Бадминтон: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 159 с.
  21. Суслов Ф. П. Проблема общей выносливости в системе подготовки спортсменов (терминология, критерии, решаемые задачи) // Теория и практика физической культуры, 1997, № 7, с. 38-42.
  22. Яруллин Р. Х. Качества двигательной деятельности человека // Теория и практика физической культуры, 1999, № 8, с. 20-21.

www.fizkulturaisport.ru