Приучение к обязательной реализации тренировочной программы и соревновательных установок
Привычка доводить любое дело до конца, быть всегда и во всем обязательным формируется в тренировке через неотступное выполнение системы тренировочных заданий, продуманно спланированных и принятых в качестве конкретной программы действий. Если задание разумно и посильно, законом для спортсмена должно быть обязательное его выполнение. Первой предпосылкой такого отношения спортсмена к делу является, как уже говорилось, полноценная мотивация. Спортсмен должен быть глубоко убежден (а тренер призван обеспечить это), что к высотам спорта нет легких путей и что высоты эти становятся тем ближе, чем выше степень усилий, прилагаемых к их достижению. Задачи волевой подготовки здесь вплотную связаны с задачей воспитания спортивного трудолюбия.
Требование обязательно решать поставленную задачу до конца особенно важно и сложно реализовать при выполнении соревновательных упражнений. В отступлениях от этого требования кроются истоки неуверенности, которая может перейти в привычку прекращать состязание, как только складывается критическая ситуация. Это же, надо полагать, является одной из причин возникновения «психических барьеров». Было бы идеальным, если бы соревновательные упражнения каждый раз, независимо от того, выполняются ли они в тренировочной или собственно соревновательной форме, завершались удачной попыткой. Этому препятствуют как объективные, так и субъективные обстоятельства, которые при, постановке задачи на выполнение соревновательного упражнения должны быть предельно тщательно взвешены тренером, чтобы сделать требование обязательного выполнения реальным.
Надо, кроме всего прочего, принимать в расчет, что уровень притязаний спортсмена, по-видимому, часто превышает на некоторую величину фактически доступный ему в данный момент результат. Практическое расхождение между ними формирует чувство неуверенности, побуждает спортсмена избегать состязаний (В. Гошек и др.). Как ни кажется парадоксальным, проблема борьбы с неуверенностью в процессе подготовки спортсмена возникает не только тогда, когда это чувство уже сложилось у него, но и тогда, когда он самоуверен. Тщательное нормирование количественной стороны заданий в соответствии с фактическими возможностями спортсмена и приучение к обязательной реализации их — необходимые взаимосвязанные условия формирования у него твердой уверенности и трезвой самооценки.
Воспитанию привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодолении трудностей во многом способствуют деловой стиль организации занятий, четко регламентированный режим тренировочной работы, личный пример обязательного отношения к делу, постоянно подаваемый тренером, сформированная им и всеми членами спортивного коллектива традиция безусловно выполнять добровольно взятые на себя обязательства.