Методика выполнения работы
Пользуясь описанием проявления признаков волевых качеств, работу можно выполнить в двух планах:
1) дать оценку развития собственных волевых качеств или
2) оценить развитие волевых качеств другого, хорошо знакомого студента.
Во втором случае оценку целесообразно производить в парах, друг у друга. Читая пункт за пунктом описания признаков волевых качеств (признаки обозначены цифрами 1, 2, 3..... 15), следует оценивать каждое проявление признака (проявления обозначены буквами «а», «б», «в») и записывать соответствующий балл в протокол (таблица 1).
Таблица 1
Протокол оценки волевых качеств
Волевые качества и их признаки |
Оценка проявления признаков волевых качеств |
||||
а |
б |
в |
общая |
||
Целеустремленность |
Ясность перспективной и промежуточной целей |
||||
Ясность частных задач |
|||||
Планомерность действий для достижения цели |
|||||
Настойчивость |
Устойчивость стремления к достижению цели |
||||
Энергия и активность в преодолении препятствий |
|||||
Результативность преодоления препятствий |
|||||
Самостоятельность и инициативность |
Устойчивость против влияния других людей и их действий |
||||
Личный почин и новаторство в мыслях и действиях |
|||||
Находчивость и сообразительность |
|||||
Решительность и смелость |
Своевременность принятия решений |
||||
Обдуманность принимаемых решений |
|||||
Своевременность исполнения принятых решений |
|||||
Выдержка и самообладание |
Сохранение ясности мысли |
||||
Владение чувствами |
|||||
Управление действиями |
Рекомендуется следующая шкала оценки:
- отчетливое проявление - 2 балла
- неотчетливое проявление - 1 балл
- не проявляется - 0 баллов
Для большей дифференциации оценки можно использовать и другую шкалу, например:
- отлично - 5 баллов
- хорошо - 4 балла
- удовлетворительно - 3 балла
- плохо - 2 балла
- очень плохо - 1 балл
- не проявляется - 0 баллов