Практическая работа по психологии "Психологический анализ развития волевых качеств". Цель работы: оценить развитие волевых качеств по проявлению их признаков в спортивной деятельности.
Материалы:
- Описание проявления признаков волевых качеств.
- Протокол их оценки (в баллах).
Целеустремленность:
1. Ясность перспективной и промежуточной целей:
а) перспективная цель намечена (выполнить норматив.......разряда, войти в состав сборной команды..... и т. д.), срок ее достижения определен (через 2—4 года);
б) промежуточная цель намечена (показать результат......), срок ее достижения определен (через год, в конце сезона и т. д.);
в) уверен в достижении перспективной и промежуточной целей.
2. Ясность частных задач:
а) систематически намечаются задачи на ближайший срок тренировочных занятий (до месяца вперед);
б) систематически намечаются задачи на очередные тренировочные занятия;
в) систематически намечаются задачи на очередные соревнования.
3. Планомерность действий для достижения цели:
а) есть общий план достижения перспективной цели, он реализуется неуклонно;
б) имеется конкретный план достижения промежуточной цели, он реализуется неуклонно;
в) детально разрабатываются планы выполнения частных задач, они реализуются неуклонно.
Настойчивость и упорство:
4. Устойчивость стремления к достижению цели:
а) регулярное посещение тренировочных занятий и участие во всех запланированных соревнованиях;
б) систематическое выполнение всех намеченных упражнений (заданий) в течение тренировочного занятия, посещение дополнительных занятий и выполнение домашних заданий;
в) терпеливое и многократное повторение упражнений, особенно однообразных, скучных, неинтересных, но нужных.
5. Энергия и активность в преодолении препятствий:
а) неудачи и ошибки не ослабляют энергию и активность в процессе тренировки и соревнований;
б) энергия и активность не снижаются в связи с трудными внутренними состояниями (утомление, «мертвая точка», болевые ощущения, легкая травма и т. п.);
в) активное стремление преодолеть личные недостатки (в физической, технической и других видах подготовки).
6. Результативность преодоления препятствий:
а) совершенство овладения техникой отдельных упражнений (приемов) и тактическими действиями, совершенство в развитии физических качеств;
б) систематическое выполнение планов отдельных тренировочных занятий, этапов и периодов спортивной тренировки и всего годичного цикла;
в) активная борьба за высокий результат до конца соревнования.
Самостоятельность и инициативность:
7. Устойчивость против влияния других людей и их действий:
а) в процессе спортивного совершенствования критическое отношение к советам со стороны, суждениям, решениям и действиям других спортсменов; отсутствие склонности подражать авторитетам;
б) самостоятельная подготовка к очередным занятиям и соревнованиям (чтение учебных пособий, наблюдение за действиями других спортсменов, беседы с ними, тренерами и специалистами, выполнение специальных упражнений и т. п.);
в) самостоятельный анализ результатов овладения спортивной техникой и тактикой, подведение итогов проведенных занятий и соревнований с акцентом внимания на недостатках и соображениями на будущее.
8. Личный почин и новаторство в мыслях и действиях:
а) склонность к совершенствованию старых и к изобретению новых, оригинальных упражнений, соединений и комбинаций, приемов, атакующих и защитных действий, способов передвижения и др.;
б) склонность к самостоятельной творческой разработке тактических действий, комбинаций, планов выступления на соревнованиях;
в) стремление использовать в процессе повышения спортивного мастерства новые, прогрессивные методы и средства тренировки (методы срочной информации, тренажеры, различную аппаратуру, высокие физические нагрузки, аутогенную тренировку, приемы саморегуляции неблагоприятных психических состояний и др.).
9. Находчивость и сообразительность:
а) внесение необходимых коррективов в исполнение упражнений, приемов, тактических комбинаций в случаях возникновения ошибок, помех и т. д.;
б) оперативное изменение своего поведения и действий в соответствии с неожиданным изменением условий деятельности, особенно на соревновании (погода, соотношение сил, собственное самочувствие и др.);
в) оценка без посторонней помощи целесообразности или нецелесообразности действий партнеров и соперников в процессе соревнования и выбор в связи с этим собственных действий.
Решительность и смелость:
10. Своевременность принятия решений:
а) своевременное (без опоздания) принятие решений о выполнении упражнений, проведении приемов, осуществлении тактических комбинаций и т. д. в условиях риска или опасности, когда ситуация не позволяет медлить;
б) своевременное (не слишком поспешное) принятие решений о выполнении упражнений, проведении приемов, осуществлении тактических комбинаций и т. д. в условиях риска или опасности, когда ситуация не требует спешки;
в) своевременное принятие решений о выполнении указанных действий в условиях моральной ответственности перед коллективом или командой.
11. Обдуманность принимаемых решений:
а) обдуманность решений с пониманием того, что, когда, как и почему следует делать;
б) умение затормозить отрицательные мотивы (сомнение, неуверенность, боязнь, страх и др.) в процессе принятия решений, связанных с моральным и физическим риском или опасностью;
в) принятие категорических и устойчивых решений, уверенность в своих силах, желание скорее перейти к исполнению.
12. Своевременность исполнения принятых решений:
а) реализация принятых решений, в частности связанных с риском или опасностью, без борьбы противоположных мотивов, поспешности или медлительности;
б) осознание совершаемых действий и переживание эмоционального подъема при выполнении принятых решений, связанных с риском или опасностью;
в) неотступность в выполнении принятых решений и полнота их выполнения.
Выдержка и самообладание:
13. Сохранение ясности мысли:
а) успешное преодоление неблагоприятных представлений и мыслей, возникающих под влиянием неудач, ошибок и помех, особенно на соревновании;
б) успешное преодоление неблагоприятных представлений и мыслей, возникающих в связи с высоким результатом соперника (особенно если это неожиданно);
в) успешное преодоление неблагоприятных представлений и мыслей, возникающих под влиянием неполадок в организации соревнований и в судействе.
14. Владение чувствами:
а) умение преодолевать астенические (пассивные) эмоции (угнетение, растерянность, страх и др.), возникающие под влиянием неудач, ошибок и помех, особенно на соревновании;
б) преодоление перевозбуждения, явившегося следствием высокого результата соперника, неполадок в организации и судействе соревнований;
в) преодоление отрицательных переживаний (превосходство, вредная самоуверенность, беспечность, нетерпение и др.) в связи с успехом на тренировке и соревновании.
15. Управление действиями:
а) способность до конца бороться за высокий результат в соревновании, несмотря на возникающие неудачи, ошибки и помехи, на высокий результат соперника, на неполадки в организации и судействе соревнований;
б) способность целесообразно действовать, сохранять технику движений при появлении чувства усталости, болевых ощущений и других нежелательных внутренних состояний;
в) умение удержать себя от ненужных, ошибочных, вредных действий и поступков (прекращение тренировки или соревнования, грубость, пререкания и т. п.).
Методика выполнения работы
Пользуясь описанием проявления признаков волевых качеств, работу можно выполнить в двух планах:
1) дать оценку развития собственных волевых качеств или
2) оценить развитие волевых качеств другого, хорошо знакомого студента.
Во втором случае оценку целесообразно производить в парах, друг у друга. Читая пункт за пунктом описания признаков волевых качеств (признаки обозначены цифрами 1, 2, 3..... 15), следует оценивать каждое проявление признака (проявления обозначены буквами «а», «б», «в») и записывать соответствующий балл в протокол (таблица 1).
Таблица 1
Протокол оценки волевых качеств
Волевые качества и их признаки |
Оценка проявления признаков волевых качеств |
||||
а |
б |
в |
общая |
||
Целеустремленность |
Ясность перспективной и промежуточной целей |
||||
Ясность частных задач |
|||||
Планомерность действий для достижения цели |
|||||
Настойчивость |
Устойчивость стремления к достижению цели |
||||
Энергия и активность в преодолении препятствий |
|||||
Результативность преодоления препятствий |
|||||
Самостоятельность и инициативность |
Устойчивость против влияния других людей и их действий |
||||
Личный почин и новаторство в мыслях и действиях |
|||||
Находчивость и сообразительность |
|||||
Решительность и смелость |
Своевременность принятия решений |
||||
Обдуманность принимаемых решений |
|||||
Своевременность исполнения принятых решений |
|||||
Выдержка и самообладание |
Сохранение ясности мысли |
||||
Владение чувствами |
|||||
Управление действиями |
Рекомендуется следующая шкала оценки:
- отчетливое проявление - 2 балла
- неотчетливое проявление - 1 балл
- не проявляется - 0 баллов
Для большей дифференциации оценки можно использовать и другую шкалу, например:
- отлично - 5 баллов
- хорошо - 4 балла
- удовлетворительно - 3 балла
- плохо - 2 балла
- очень плохо - 1 балл
- не проявляется - 0 баллов
Завершение работы
Сложить оценки за каждые три проявления признаков волевых качеств и записать суммарную оценку в протокол (всего 15 оценок).
Для большей наглядности следует представить полученные результаты графически, для чего построить систему координат: на оси абсцисс отложить признаки волевых качеств (15 признаков), на оси ординат — оценку в баллах (из 6 или 15 баллов) и вычертить пять профилей, характеризующих количественно развитие волевых качеств.
Качественные же особенности необходимо представить в виде характеристик развития волевых качеств, объясняющих балловые оценки, а также указать конкретные условия спортивной деятельности, в которых они ярче всего проявляются (не проявляются).
В заключение нужно перечислить наиболее яркие признаки и пробелы в развитии волевых качеств.
Богданова Д. Я, Горбунов Г. Д., Киселев Ю. Я., Смирнов Б. Н. Практические занятия по психологии (для студентов институтов физической культуры) / Под ред. А. Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 135 с.