Содержание материала

Внешние и внутренние препятствия

Препятствия – это многообразные предметы и явления природы или общественной жизни, с которыми человек вступает во взаимоотношения и которые становятся помехой для достижения цели. Для спортсмена препятствиями являются объективные условия внешней среды и деятельности в каждом виде спорта, мешающие достижению цели. В психологии такого рода помехи называют внешними препятствиями. Ими могут стать: техника упражнений, тактика спортивной борьбы, особенности стадиона, спортивного зала, снарядов, противники и их действия, метеорологические условия и т.д. Но препятствиями становятся и объективные изменения внутренней среды организма спортсмена, возникающие чаще всего под влиянием внешних условий деятельности и также мешающие достижению цели. Ими могут быть широкая иррадиация и высокая интенсивность возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе спортсмена, характерные для состояния стартовой лихорадки и стартовой апатии, изменения в функционировании различных органов и систем, связанные с возникающем и развивающимся утомлением, и др. Это – препятствия внутренние (А. Ц. Пуни, 1977).

Для спортсмена и тренера важно не допустить возникновения или преодолеть уже возникшую неуверенность, конфликтное состояние и т.д. Это возможно только тогда, когда или предупреждается возникновение, или преодолевается либо смягчается действие уже возникших препятствий; иными словами, когда удается отрегулировать или смягчить возникающие изменения во внутренней среде организма спортсмена. Возможность такой регуляции предвидел еще И. П. Павлов. Он писал, что даже непроизвольное можно сделать произвольным, что это достигается через вторую – речевую сигнальную систему действительности (И. П. Павлов, 1951).

Говоря современным научным языком, это достигается с помощью второсигнальных управляющих импульсов, то есть произносимых вслух или про себя слов. Такими управляющими импульсами могут быть отдельные слова, или отдельные фразы, или даже небольшие монологи, которые произносятся спортсменом про себя (А. Ц. Пуни, 1977). Психологически сила словесных воздействий, сила речевых импульсов состоит в том, что в каждом слове, в каждой фразе заключена мысль.

Целая совокупность мыслей содержится в монологе. И мысли эти не абстрактны. Они соответствуют цели деятельности спортсмена и сообщают дополнительную энергию целеустремленности его действий. Еще И. М. Сеченов (1952) писал, что наши движения управляются мыслью и чувствованием. Второсигнальные управляющие импульсы и есть мысли, с помощью которых человек, в данном случае спортсмен, управляет своей деятельностью, своими действиями и состояниями. Осуществляемая же таким путем в сложнейших условиях волевая регуляция есть высший уровень сознательного управления человеком самим собой.

Причиной возникновения препятствий, как правило, служит наличие относительного несоответствия возможностей спортсмена с точки зрения его физической, технической, тактической, теоретической и психологической, в частности, волевой подготовленности объективным условиям деятельности. Здесь имеются в виду и общие особенности в каждом виде спорта, и условия каждого конкретного соревнования, в котором предстоит участвовать спортсмену, и все другие условия его жизни и деятельности.

Внешние и внутренние препятствия находятся в постоянном взаимодействии. Как правило, внутренние препятствия возникают вследствие воздействия препятствий внешних. Например, объективные изменения во внутренней среде организма легкоатлета, характеризующиеся состоянием утомления, возникают как результат преодоления препятствий внешних – большого количества попыток в соревновании, его длительность и т.п..

Но возникшие внутренние препятствия могут вызвать или относительное несоответствие возможностей спортсмена требованиям деятельности или увеличить его. А это, в свою очередь, повышает степень трудности препятствий. Вот почему в силу нарастающего утомления последние попытки или последние метры даются значительно труднее. Все это относится и к другим видам спорта, как к циклическим, так и к ациклическим.

Среди всех разнообразных видов внешних и внутренних препятствий особенно трудными всегда являются препятствия экстренные, то есть возникающие неожиданно для спортсмена. Они могут быть совершенно непредвиденными и, в силу этого, даже непреодолимыми при первой встрече с ними. Но они могут быть также предполагаемыми, однако неожиданными по роду, степени трудности, по времени и месту возникновения. Какими бы такие препятствия ни были, они, как правило, выступают как факторы, снижающие успешность действий спортсменов, а нередко приводящие к поражению.

В результате взаимодействия внешних и внутренних препятствий как явления вторичные у спортсменов возникают многообразные психические состояния и реакции. В одних случаях они проявляются в виде стенических эмоций и повышенной интеллектуальной активности, стимулирующих проявление воли. Это – положительные, благоприятно влияющие на деятельность спортсмена реакции.

Но совсем нередко они могут проявляться в виде неблагоприятных состояний – растерянности, страха, отчаяния, апатии, гнева, ярости и др., или в виде конфликтных состояний морально-этического или иного типа. Такие реакции становятся дополнительными помехами, еще более осложняющими процесс преодоления препятствий.

И спортсмену, для того, чтобы преодолеть внешние препятствия, необходимо прежде всего устранить, снять эти неблагоприятные психические реакции путем урегулирования возникших неблагоприятных изменений во внутренней среде организма (то есть путем преодоления или смягчения внутренних препятствий, следствием которых и являются эти психические реакции).