Содержание материала

Различные аспекты сложной проблемы воли со второй половины XX века являются предметом специальных исследований отечественной психологии спорта. Обобщение их результатов позволяет сформулировать ряд положений, относящихся к психологическим основаниям волевой подготовки спортсменов. Главным здесь выступает понимание воли как психического явления. Из него уже вытекают и все другие положения, рассматриваемые нами ниже.

"Воля, писал И. М. Сеченов (1952), – не есть какой-то безличный агент, распространяющийся только движением, – это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения". Используя современный уровень научных знаний, можно сказать, что воля – продукт условно-рефлекторной системной деятельности коры головного мозга, ведущую роль в которой играют второсигнальные (словесные – в форме "немых слов" или внешней речи) управляющие импульсы. Значение воли в жизни и деятельности человека заключается в том, что она позволяет ему управлять собой. особенно отчетливо это обнаруживается тогда, когда перед человеком возникает необходимость преодоления препятствий различной степени трудности.

Проявления и развитие воли детерминированы, то есть причинно обусловлены конкретными особенностями условий жизни и деятельности людей, а в спорте – конкретными условиями деятельности в каждом виде спорта. В силу многообразия этих условий многообразны и проявления воли, которые принято называть волевыми качествами.

Воля развивается и проявляется в действиях, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Проявления воли всегда связаны с определенными мотивами, то есть теми внутренними побуждениями, из которых исходит человек в своих действиях и поступках. Целью определяется предмет деятельности – то, что должен или хочет сделать человек, к чему он стремится; мотивами же характеризуется то, почему именно он стремится к достижению цели, почему при этом действует так, а не иначе.

В деятельности мотивы выступают как мощнейший внутренний стимул волевых проявлений человека. Они многообразны и неравнозначны с точки зрения их общественной ценности, значимости и действенности. Многочисленными исследованиями (Ю. Ю. Полайма, 1961; А. П. Поварицин, 1964; А. Ц. Пуни, 1972; К. П. Жаров, 1976 и др.) показано, что наиболее действенными для достижения спортивного успеха являются коллективистические мотивы, исходя из которых спортсмен ведет напряженнейшую борьбу в соревновании. особую силу такого рода мотивы приобретают тогда, когда они становятся личностно значимыми для спортсмена.

Действия, в процессе которых проявляется и развивается воля, называются волевыми. Они – особый вид произвольных, то есть сознательно регулируемых действий человека. Основной их признак заключается в том, что они связаны с преодолением препятствий различной степени трудности.


Внешние и внутренние препятствия

Препятствия – это многообразные предметы и явления природы или общественной жизни, с которыми человек вступает во взаимоотношения и которые становятся помехой для достижения цели. Для спортсмена препятствиями являются объективные условия внешней среды и деятельности в каждом виде спорта, мешающие достижению цели. В психологии такого рода помехи называют внешними препятствиями. Ими могут стать: техника упражнений, тактика спортивной борьбы, особенности стадиона, спортивного зала, снарядов, противники и их действия, метеорологические условия и т.д. Но препятствиями становятся и объективные изменения внутренней среды организма спортсмена, возникающие чаще всего под влиянием внешних условий деятельности и также мешающие достижению цели. Ими могут быть широкая иррадиация и высокая интенсивность возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе спортсмена, характерные для состояния стартовой лихорадки и стартовой апатии, изменения в функционировании различных органов и систем, связанные с возникающем и развивающимся утомлением, и др. Это – препятствия внутренние (А. Ц. Пуни, 1977).

Для спортсмена и тренера важно не допустить возникновения или преодолеть уже возникшую неуверенность, конфликтное состояние и т.д. Это возможно только тогда, когда или предупреждается возникновение, или преодолевается либо смягчается действие уже возникших препятствий; иными словами, когда удается отрегулировать или смягчить возникающие изменения во внутренней среде организма спортсмена. Возможность такой регуляции предвидел еще И. П. Павлов. Он писал, что даже непроизвольное можно сделать произвольным, что это достигается через вторую – речевую сигнальную систему действительности (И. П. Павлов, 1951).

Говоря современным научным языком, это достигается с помощью второсигнальных управляющих импульсов, то есть произносимых вслух или про себя слов. Такими управляющими импульсами могут быть отдельные слова, или отдельные фразы, или даже небольшие монологи, которые произносятся спортсменом про себя (А. Ц. Пуни, 1977). Психологически сила словесных воздействий, сила речевых импульсов состоит в том, что в каждом слове, в каждой фразе заключена мысль.

Целая совокупность мыслей содержится в монологе. И мысли эти не абстрактны. Они соответствуют цели деятельности спортсмена и сообщают дополнительную энергию целеустремленности его действий. Еще И. М. Сеченов (1952) писал, что наши движения управляются мыслью и чувствованием. Второсигнальные управляющие импульсы и есть мысли, с помощью которых человек, в данном случае спортсмен, управляет своей деятельностью, своими действиями и состояниями. Осуществляемая же таким путем в сложнейших условиях волевая регуляция есть высший уровень сознательного управления человеком самим собой.

Причиной возникновения препятствий, как правило, служит наличие относительного несоответствия возможностей спортсмена с точки зрения его физической, технической, тактической, теоретической и психологической, в частности, волевой подготовленности объективным условиям деятельности. Здесь имеются в виду и общие особенности в каждом виде спорта, и условия каждого конкретного соревнования, в котором предстоит участвовать спортсмену, и все другие условия его жизни и деятельности.

Внешние и внутренние препятствия находятся в постоянном взаимодействии. Как правило, внутренние препятствия возникают вследствие воздействия препятствий внешних. Например, объективные изменения во внутренней среде организма легкоатлета, характеризующиеся состоянием утомления, возникают как результат преодоления препятствий внешних – большого количества попыток в соревновании, его длительность и т.п..

Но возникшие внутренние препятствия могут вызвать или относительное несоответствие возможностей спортсмена требованиям деятельности или увеличить его. А это, в свою очередь, повышает степень трудности препятствий. Вот почему в силу нарастающего утомления последние попытки или последние метры даются значительно труднее. Все это относится и к другим видам спорта, как к циклическим, так и к ациклическим.

Среди всех разнообразных видов внешних и внутренних препятствий особенно трудными всегда являются препятствия экстренные, то есть возникающие неожиданно для спортсмена. Они могут быть совершенно непредвиденными и, в силу этого, даже непреодолимыми при первой встрече с ними. Но они могут быть также предполагаемыми, однако неожиданными по роду, степени трудности, по времени и месту возникновения. Какими бы такие препятствия ни были, они, как правило, выступают как факторы, снижающие успешность действий спортсменов, а нередко приводящие к поражению.

В результате взаимодействия внешних и внутренних препятствий как явления вторичные у спортсменов возникают многообразные психические состояния и реакции. В одних случаях они проявляются в виде стенических эмоций и повышенной интеллектуальной активности, стимулирующих проявление воли. Это – положительные, благоприятно влияющие на деятельность спортсмена реакции.

Но совсем нередко они могут проявляться в виде неблагоприятных состояний – растерянности, страха, отчаяния, апатии, гнева, ярости и др., или в виде конфликтных состояний морально-этического или иного типа. Такие реакции становятся дополнительными помехами, еще более осложняющими процесс преодоления препятствий.

И спортсмену, для того, чтобы преодолеть внешние препятствия, необходимо прежде всего устранить, снять эти неблагоприятные психические реакции путем урегулирования возникших неблагоприятных изменений во внутренней среде организма (то есть путем преодоления или смягчения внутренних препятствий, следствием которых и являются эти психические реакции).


Трудность как объективный признак препятствия

Внешние и внутренние препятствия имеют различную степень трудности.

Трудность – объективный признак препятствия, определяющийся его величиной (например, длиной дистанции, высотой снаряда, весом снаряда и др.) и сложностью (например, координационная сложность упражнения, рельеф местности, тактический план действий противника и др.). В то же время трудности являются производными от степени соответствия возможностей спортсмена объективным условиям и требованиям деятельности: чем больше несоответствие, тем выше степень трудности препятствия и, наоборот, чем меньше это несоответствие, тем ниже степень трудности препятствия.

Таким образом, трудность как объективный признак определенного препятствия – величина постоянная, но степень ее – относительная, зависящая от возможностей спортсмена. С расширением возможностей степень трудности препятствий уменьшается. И это, с одной стороны, облегчает их преодоление, а с другой стороны, – требует усложнения препятствий: иначе невозможен дальнейший прогресс в развитии воли.

Деятельность каждого спортсмена от начала до конца его спортивного пути насыщена препятствиями различной степени трудности. Встреча с ними и преодоление их являются совершенно необходимым, обязательным условием проявления и развития воли, особенно тогда, когда процесс этот протекает не стихийно, а регулируется тренером и самим спортсменом (К. М. Дедов, Т. И. Агафонов, 1960).


Волевое усилие

Если препятствия различной степени трудности служат объективным условием проявления воли, то специфическим их механизмом является волевое усилие. В. К. Калин (1968) характеризует его следующим образом: "Волевое усилие – это активное проявление сознания, направленное на мобилизацию психических и физических возможностей человека, необходимых для преодоления препятствий".

Субъективно волевое усилие переживается как напряжение разной интенсивности и длительности, достигающее в ряде случаев высочайшего уровня. Оно может сочетаться с напряжением физическим, но возникает нередко и при отсутствии последнего. Во всех случаях переживание волевого усилия является следствием того нервного труда, который затрачивается на преодоление препятствия.

Возникновение же самого препятствия нарушает слаженное течение корковых нервных процессов и создает трудные условия для деятельности нервной системы и психики. Такого рода трудные условия возникают при наличии относительного несоответствия возможностей спортсмена (кратковременного или длительного) условиям и требованиям деятельности. Они и являются по существу теми внутренними препятствиями, которые прежде всего и приходится преодолевать усилием воли, используя аппарат второсигнальных – речемыслительных управляющих импульсов.

Проявить волевое усилие, преодолевая препятствия различной степени трудности, – это значит прежде всего преодолеть, превозмочь самого себя, то есть, как выражаются в спорте, действовать через "не могу", через "не хочу", через "не выдержу".

Преодоление самого себя в большом и малом, в простом и великом – существо волевого усилия, сущность воли как высшего регулятора человеческих действий, поступков, состояний, поведения во всех сферах жизни и деятельности, особенно ярко проявляющаяся в спорте.

Волевые усилия многообразны, как многообразны и конкретные проявления воли, получившие название волевых качеств.

В настоящее время в психологии спорта принято считать основными волевыми качествами следующие: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержку и самообладание (Пуни, 1977). Установлены типичные признаки, характеризующие эти волевые качества.


Приемы самоорганизации и самостабилизации волевых усилий

Совокупностью приемов саморегуляции деятельности и состояний спортсмен регулирует направленность, характер и интенсивность волевых усилий, необходимых для преодоления препятствий различной степени трудности.

Приемы эти довольно многообразны, однако по основному назначению, регуляции волевых усилий они могут быть разделены на две группы. Одна из них – приемы самоорганизации, другая – самостабилизации волевых усилий (Б. Н. Смирнов, Г. А. Чашина, 1975).

Приемы самоорганизации направлены на упорядочение деятельности и состояний спортсменов, экономизацию сил, коррекцию техники исполнения двигательных действий и др. Это отвлечение и переключение внимания, идеомоторная подготовка, сосредоточение на технике движений, контроль за расслаблением мышц, регуляция дыхания и т.д.

Приемы самостабилизации выступают в качестве факторов экстренного действия, стимулирующих проявление потенциальных физических и духовных сил спортсмена в одних случаях с целью поддержания или повышения его дееспособности, в других – с целью торможения могущих возникнуть отрицательных действий и реакций.

Это преимущественно вербальные приемы в форме произносимых, как правило, про себя, фраз и даже монологов – самоубеждение, самоодобрение, самообязательство, самоприказание и др.

Условия деятельности в различных видах спорта могут быть как относительно постоянными, устойчивыми, например, в тяжелой атлетике, метаниях (в легкой атлетике), так и чрезвычайно изменчивыми, например, в боксе, фехтовании, спортивных играх.

Этим определяется большая или меньшая стабильность структуры волевых качеств или ее подвижность, то есть диктуемая изменениями условий деятельности смена ведущих волевых качеств внутри системы и их взаимодействие в целом.


Литература

  1. Андреева В. В., Всеволодова Ю. В. Феномен преодоления в психологической подготовке спортсмена // Теория и практика физической культуры, 1999, № 10, с. 31–33.
  2. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры). М., Физкультура и с спорт , 1978. – 223 с.
  3. Богданова Д. Я, Горбунов Г. Д., Киселев Ю. Я., Смирнов Б. Н. Практические занятия по психологии (для студентов институтов физической культуры) / Под ред. А. Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 135 с.
  4. Вайцеховский С. М. Книга тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 312 с.
  5. Виленский М. Я, Казанцев В. Н. Нравственно-волевое воспитание учащихся ДЮСШ: теория и практика // Физическая культура, 1999, № 1, с. 34–37.
  6. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 288 с.
  7. Горбунов Ю. Я. Сравнительная характеристика проявления волевой активности в различных видах легкой атлетики //  Теория и практика физической культуры, 2001, № 3, с. 33–35.
  8. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
  9. Жаров К. П. Волевая подготовка спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 39 с.
  10. Калин В.К. Экспериментальное изучение волевого усилия. – М., 1968.
  11. Келлер В.С., Сайчук Л.В. Регулирование психической напряженности – важнейшее условие целесообразного управления процессом достижения спортивной формы./ Теория и практика физической культуры, 1970, № 5.
  12. Коровин С. С., Кабачков В. А. Профессиональная физическая культура и формирование личности. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 1998. – 258 с.
  13. Кочетков А. П. Воспитание спортсменов в учебно-тренировочном процессе  // Теория и практика физической культуры, 2000, № 12, с. 37-38.
  14. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
  15. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. –– М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  16. Озолин Н.Г. Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена. – М., Физкультура и спорт, 1958. – 47 с.
  17. Павлов И.П. Полн.собр.соч., т. 4. – М.-Л., Изд-во АН СССР, 1951.
  18. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В. М. Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 367 с.
  19. Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте. В сб.: Психология и современный спорт. – М., Физкультура и спорт, 1973.
  20. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 88 с.
  21. Рудик П. А. Актуальные проблемы психологической подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1970, № 10.
  22. Сеченов И. М. Избр.произв. Изд-во АН СССР, 1952, с.252-256.
  23. Смирнов Б. Н. Психологические механизмы эмоционально-волевой саморегуляции в спорте // Теория и практика физической культуры, 1999, № 12, с. 28–32.
  24. Смирнов Б. Н., Чашина Г.А. Психологическая регуляция двигательной деятельности в условиях опасности и нарастающего утомления. В сб.: Вопросы психологии спорта. – Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1975.
  25. Филин В. П., Бабаков А. И., Степанов Г. И. и др. Теория и практика самовоспитания школьников-спортсменов // Физическая культура, 1997, № 3, с. 23–26.

© www.fizkulturaisport.ru