Содержание материала

Сосредоточенность

Высокая сосредоточенность перед началом движения необходима в тяжелой атлетике, прыжках в воду, гимнастике, фигурном катании на коньках и других «технических» видах спорта. А вот, скажем, футболисты должны владеть всеми видами внимания: и полностью сосредоточиваться, когда, например, надо бить пенальти, и быстро переключаться с игрока на игрока и на мяч, когда идет атака на ворота соперника.

Способность предельно сосредоточиваться на том деле, которым занимаешься в данный момент, необходимо систематически развивать. Для достижения успеха здесь требуется только одно: регулярно тренировать концентрированное внимание. Чтобы оно стало устойчивым, его следует ежедневно укреплять с помощью специальных упражнений, вырабатывающих сосредоточенность.

Каждому известно, что, читая скучную книгу, слышишь буквально все, что происходит вокруг — внимание «отскакивает» от сухого текста и «прыгает» во всевозможных направлениях. Но если попадается интересная книга, то внимание «впивается» в нее так, что можно забыть даже нужное дело. Следовательно, напрашивается простой вывод: внимание само сосредоточивается на том, что интересно.

Но ведь сколько существует неинтересных дел, которыми тем не менее надо серьезно заниматься! В таких случаях рекомендуется поступать следующим образом: прежде чем включаться в неинтересное дело, его необходимо сознательно связать с такими мыслями и чувствами, которые всегда интересны, привлекательны. Например, студенту физкультурного института надо учить биохимию, но заниматься ею нет никакого желания. Но если подумать о том, что, скажем, от особенностей углеводного обмена во многом зависят такие качества, как сила и выносливость, то человека, занимающегося спортом, этот предмет не может не заинтересовать.

Следует хорошо уяснить: перед каждым, а тем более неинтересным, делом очень важно создать положительную установку на то, что заниматься этим делом будешь с большим вниманием, ибо чем внимание сосредоточеннее, тем выше КПД данного дела, тем меньше потребуется времени для его завершения. Когда же внимание «мечется», продуктивность падает, а процент брака возрастает.

Кроме этого совета — относиться к каждому делу только как к интересному — полезно взять на вооружение и некоторые чисто «технические» упражнения, способствующие развитию сосредоточенности. Суть их состоит в волевом удержании внимания на каком-либо предмете или явлении.

  1. Надо взять секундомер или часы с секундной стрелкой и проследить за ее движением, не отрывая внимания, столько секунд, сколько удастся. Опыт показывает, что в первый раз большинство способно удерживать неотрывное внимание на движущейся стрелке не более 20-40 с. Путем тренировок можно постепенно добиться удлинения сроков удержания неотрывного внимания на секундной стрелке до 1 -3 мин. Если при этом внимание отвлечется хотя бы на мгновение, упражнение считается невыполненным, его надо прекратить и начать сначала. Определив наибольшее время, в течение которого внимание смогло удержаться на секундной стрелке не отвлекаясь, надо постараться повторить периоды такого же сосредоточения 3-4 раза подряд, делая между каждой «попыткой» перерывы на 10-20 с. Такие упражнения полезно повторять несколько раз в день, особенно перед сном, когда мозг утомлен и ему трудно сосредоточиваться. Преодоление усталости будет говорить о том, что тренированность сосредоточенного внимания достигла высокой степени. Приблизительно через месяц ежедневных тренировок внимание должно обрести способность удерживаться без перерывов на движущейся секундной стрелке в течение 5 мин. После этого можно перейти на тренировки по наблюдению за очень медленным движением минутной стрелки тоже в течение такого отрезка времени. Удержание сосредоточенного внимания в течение 5 мин — очень хорошее достижение.
  2. Еще Леонардо да Винчи советовал своим ученикам, внимательно рассмотрев какой-либо предмет, закрыть затем глаза и, не торопясь, представить его во всех деталях. После этого снова посмотреть на этот же предмет и проверить, насколько представление совпадает с оригиналом. Великий художник и ученый считал такое упражнение очень полезным для развития внимания и рекомендовал заниматься им так часто, как позволяет время, добиваясь того, чтобы представление полностью повторяло оригинал.
  3. Предыдущее упражнение можно выполнять, привлекая на помощь дыхание: рассматривая что-либо, делать медленный вдох, как бы втягивая в свой мозг, в свою память то, на чем сосредоточено внимание, а на выдохе, еще более замедленном, закрывать глаза и мысленно воспроизводить образ того предмета или явления, которые только что были в фокусе внимания.