Содержание материала

Специальная подготовка к встрече с соревновательными препятствиями

Соревновательная борьба по существу — почти целиком процесс преодоления препятствий различной степени трудности. Тут и преодоление их во внешней среде, где протекают соревнования, и преодоление сопротивления противников, и преодоление спортсменом самого себя.

Многие препятствия вытекают из специфики каждого вида спорта. С ними спортсмен постоянно встречается, к преодолению их всегда готовится. Они перестают быть для него препятствиями высокой степени трудности. Но предполагаемые условия будущего соревнования подобны уравнению со многими неизвестными. С каждым из них спортсмен может столкнуться в ходе соревнования, и к тому же внезапно.

Неожиданности всегда являются препятствиями высокой степени трудности. Особенно это касается неожиданностей, никогда не встречавшихся в опыте спортсмена, но чаще неожиданным является непредвиденное изменение привычных условий деятельности, непредвиденное нарушение заранее намеченной программы. Одни из внезапностей выступают как внешние помехи (например, резкие реакции болельщиков), другие возникают в самом процессе соревновательной борьбы (например, новый тактический маневр противника, собственные неудачные действия спортсмена и др.).

Первые затрудняют отбор спортсменом полезной информации в ходе соревнования, вторые — увеличивают количество информации и затрудняют процесс ее переработки. И те и другие увеличивают время переработки этой новой, экстренно возникающей, информации. По данным Ю. Я. Киселева, даже в условиях лабораторного эксперимента при подаче внезапного резкого звукового сигнала время простой двигательной реакции увеличивается с 750 до 1015 мс (на 35,2%), причем особенно удлиняется время скрытого периода реакции, т. е. переработки информации, полученной от внезапного сигнала (на 44%), в меньшей степени, но все же отчетливо, замедляется двигательный ответ (на 18%).

Помехи могут быть и внутренними. По данным Н. П. Казаченко, для тяжелоатлетов к числу таких помех, например, относятся: переживание неудачи в одной из пробных попыток, неожиданный успех или неудача в выполнении упражнения и, как следствие этого, повышенный или, наоборот, сниженный уровень эмоционального возбуждения, переживание ошибки в определении начального веса штанги и др.

Внезапности ставят спортсмена в ситуации необходимости быстрого и целесообразного решения задачи, в которой должны быть найдены ответы по крайней мере на два вопроса: «Что случилось?» и «Что делать (как действовать)?». Нередко к ним добавляется еще вопрос: «Когда действовать?». Если ответ на них не найден или найден, но с запозданием — это приводит к последствиям, частично или в целом отрицательно влияющим на спортивный успех.

Установлено, что именно при встрече с внезапностями спортсмен или команда зачастую терпят поражение. Неожиданностей же в любом виде спорта великое множество. Ю. Я. Киселев, например, в соревнованиях по борьбе зарегистрировал их около восьмисот, а в соревнованиях по тяжелой атлетике — около трехсот.

К встрече с внезапностями и к их преодолению спортсмен должен быть и психологически, и практически подготовлен. Поэтому в системе звеньев психологической подготовки спортсмена к соревнованию специально предусматривается подготовка к преодолению препятствий, особенно возникающих неожиданно. Она осуществляется, конечно, уже в процессе вероятностного программирования, но особенно важно ее реализовать при проверке и уточнении намечаемой программы в ходе практических действий в условиях, приближающихся к условиям предстоящего соревнования.

Организуя эти условия в процессе тренировочных занятий, прикидок, матчевых встреч, контрольных игр и т. д., тренер должен широко использовать введение неожиданностей. Ассортимент их следует накапливать и расширять путем регистрации и систематизации внезапностей, которые возникают в соревнованиях. Обязательным следует считать также проявление тренером собственной инициативы и изобретательности в этом направлении.

Эффективность специальной подготовки к встрече с внезапностями была доказана в психолого-педагогическом эксперименте, проведенном Ю. Я. Киселевым с борцами ДСО «Труд». В процессе экспериментальных тренировочных занятий с целью подготовки борцов к встрече с неожиданными препятствиями они ставились в условия необходимости преодоления таких препятствий. Это привело к тому, что если в начале экспериментального периода из 1170 неожиданных препятствий борцы смогли успешно преодолеть 447 (38,2%), то после специальной подготовки количество успешно преодоленных более трудных препятствий возросло до 59,2 %.

О том же свидетельствует и спортивная практика. Можно это продемонстрировать на примере одного из самых выдающихся спортсменов современности, многократного чемпиона мира по современному пятиборью Андраша Бальцо ( Венгрия).

"За моими победами, — говорит он, — стоит столько тренировочной работы, что если бы ее выполнить на 30%, то и этого, наверное, было достаточно, чтобы стать чемпионом мира". Он ничего не оставлял на случай, никогда не надеялся на удачу. Андраш тренировался так, чтобы быть готовым к любым превратностям. Все варианты, которые могли возникнуть (даже чисто теоретически) во время соревнования, он многократно прорабатывал на тренировках. Бальцо экспериментировал, ставил себя в невероятно сложные, практически безвыходные ситуации и... искал из них выход... Только при подготовке к соревнованиям за неделю он менял 18 лошадей. Ежедневно занимался по 6 часов, через каждые два часа пересаживался на другую лошадь». Надо ли говорить, сколь хорошо он был подготовлен к встрече с любыми неожиданностями.

Фрагменты публичной лекции: Пуни А. Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте: Лекция. — Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1978. - С. 8-51.