Мотивационная настройка спортсмена на соревнование
Программирование деятельности осуществляется тренером в ходе разработки тактического плана действий спортсмена или команды в предстоящем соревновании. Оно всегда носит вероятностный характер, поскольку практически вряд ли встречаются случаи, когда в распоряжении спортсмена и тренера имеется абсолютно полная и достоверная информация об условиях будущего соревнования. Как правило, многое можно только предполагать, более того, многого подчас предусмотреть просто не удается.
В педагогическом и методическом отношениях составление тактических планов на предстоящую игру, бой, схватку и др. довольно основательно представлено в специальной литературе по видам спорта. Имея в виду психологическую подготовку к соревнованию, важно рассмотреть психологические аспекты вероятностного программирования соревновательной деятельности. Прежде всего нужно сказать, что вероятностное программирование (или прогнозирование) является одним из аспектов более широкого феномена, получившего в психологии название антиципации, т.е. предвидения. В основе антиципации лежит опережающее отражение, т. е. «способность мозга забегать вперед, в будущее, в ответ на стимул, действующий только в настоящем» (П. К. Анохин).
В психологическом плане антиципация представляет собой проявление познавательной активности человека, позволяющей в ответ на факты, события, ситуации и др., действующие только в настоящем, предугадывать еще не наступившие, будущие события, используя накопленные в прошлом опыт знания, и быть готовым к встрече с ними.
В психологии спорта проблема антиципации как в теоретическом, так и в экспериментальном плане разработана еще далеко недостаточно. За последнее десятилетие появилось лишь несколько работ сугубо прикладного характера. Это исследования В. С. Келлера, проведенные на фехтовальщиках, А. В. Родионова — на баскетболистах и боксерах, Е. Н. Суркова — на вратарях футбольных команд, А. С. Мартынова, Е. Н. Суркова — на боксерах. Все они касаются проявлений антиципации на перцептивном уровне и относятся к разгадыванию намерений противника с целью предвосхитить их будущие действия и, тем самым, получить некоторое преимущество в спортивной борьбе. Однако на основе теоретической разработки проблемы установлено, что антиципация — явление многоуровневое. В зависимости от типа задач и критериев, которые лежат в основе их решения, можно выделить субсенсорный, сенсомоторный, перцептивный, апперцептивный и вербально-логический уровни. От уровня к уровню усложняется структура и интеграция психических процессов, взаимодействие которых обеспечивает эффект предвосхищения. Установление многоуровневого характера антиципации позволяет считать, что наиболее существенным является не только ее пространственно-временной опережающий эффект, но а максимальное устранение неопределенности в ходе вероятностного прогнозирования, в ходе принятия решений.
Вероятностное программирование будущей соревновательной деятельности на основе прошлого опыта и знаний, на основе имеющейся информации о настоящем (место, время, другие условия будущего соревнования, противники) и представляют собой высший — вербально-логический уровень антиципации в единстве с перцептивным, апперцептивным и сенсомоторными уровнями. В основе программирования лежит возможно более полное снятие неопределенности в условиях предстоящего соревнования и нахождение адекватных решений о поведении и технико-тактических действиях спортсмена или команды в этих условиях.
С психологической стороны вероятностное программирование представляет собой процесс мысленного «проигрывания» будущей деятельности в предполагаемых условиях соревнования. «Проигрывание» выполняется в сложной цепи умственных действий, носящих характер умственного эксперимента.
В ряде случаев и в ряде видов спорта умственный эксперимент дополняется наглядными средствами «проигрывания» действий спортсмена или команды на макетах площадок (футбол, хоккей, баскетбол и др.), с помощью карандаша и бумаги (составление вариантов графика бега, лыжной гонки, воспроизведение профиля дистанции гонки и др.).
Необходимо подчеркнуть, что мысленное действование является и идеомоторной тренировкой. Действуя в уме, спортсмен всегда представляет свои движения. Двигательные же представления основываются на оживлении в коре головного мозга многообразных временных связей, внешний эффект которых проявляется в двигательных реакциях, а также в вегетативных и других реакциях, соответствующих реакциям, возникающим при практическом исполнении воображаемых действий. Такая идеомоторная тренировка в мысленном действовании готовит спортсмена к практическим действиям в предстоящем соревновании.
Представление движений, или, как говорят в практике спорта, мысленное их выполнение, оказывает тренирующее действие. В исследованиях А. Ц. Пуни, В. X. Полубабкина, В. И. Силина, Е. Н. Суркова, Ю. 3. Захарьянца, А. А. Белкина, И. И. Торопчина и др. совершенно определенно показано, что оно содействует овладению техникой гимнастических, легкоатлетических и других упражнений, совершенствованию точности и быстроты их выполнения, интенсивности прилагаемых усилий.
A.Ц. Пуни показал, что при тренировке путем представления движений в условиях лабораторного эксперимента достигается улучшение точности движений на 34%, их быстроты — на 16,8%, силы - на 3,3%.
B.X. Полубабкин установил, что предварительное (до начала разбега) представление быстрого отталкивания от бруска в прыжках в длину реально сокращает время толчка с 248-265 мс до 220-240 мс.
По данным В.И. Силина, предварительное представление упражнений на гимнастических снарядах содействует большому совершенству их исполнения, что подтверждается более высокой (в пределах 0,3-1,1 балла) оценкой судей. Не случайно такие выдающиеся спортсмены, как Б. Шахлин, Л. Латынина и др., прежде чем исполнять упражнение практически, проделывают его мысленно, в голове.
Вот, например, как рассказывает об этом сам Б. Шахлин: «Меня часто спрашивают: "А зачем это Вы, Борис, колдуете перед началом выступления? Что это за ритуал? И нужен ли он?" Действительно, когда я выхожу на помост, то всегда вначале становлюсь в самый угол и провожу там минутку, не глядя на очередной снаряд... Здесь, на краю помоста, мне надо повторить в уме то, что предстоит сделать через минуту или полторы... Стоит мне только занять свое место в углу помоста, как между мной и залом вырастает невидимая стена. Трибуны сливаются в какое-то искрящееся поле, и мне уже неважно, поддерживают ли меня эти трибуны или "болеют" за моего соперника. Мне ведь нужно решить свою собственную задачу... даже на расстоянии ощущаю в своих руках холодный гриф перекладины или скрытую теплоту деревянных ручек коня. Мои мышцы испытывают привычное напряжение, входят в привычный ритм. Мне кажется, что я уже на снаряде, что я выполняю свое упражнение. Для зрителей я недвижим. Но когда упражнение в уме закончено и я чувствую счастливый прилив свежести и вдохновения, тогда я делаю свой первый шаг к поджидающему меня снаряду. Так было на всех состязаниях, на которых я выступал».
Какое великолепное описание своей собственной идеомоторной — психологической подготовки к непосредственному выполнению упражнения в условиях соревнования! В нем содержится не только ответ на поставленный Б. Шахлину вопрос. B нем показано, как в процессе идеомоторной подготовки обретается помехоустойчивость — один из компонентов состояния психической готовности. Она — функция полной сосредоточенности на себе, на процессе предстоящей деятельности, необычайно глубокой и прочной, отгораживающей спортсмена от аффектирующих вредоносных воздействий внешней среды.
Новейшими исследованиями (Казаченко, 1971; Мазуров, 1978) установлено, что высокая помехоустойчивость обеспе-1чивается возникновением и укреплением в коре головного мозга интегральной рабочей доминанты (А. А. Ухтомский), следствием которой и является образование, как пишет Д. Г. Квасов, вала охранительного торможения.