Содержание материала

Мотивы — это личностные побуждения, исходя из которых человек, в данном случае спортсмен, принимает решение участвовать в соревновании, вести борьбу за достижение соревновательной цели. Но если целью определяется, что должен делать человек, к достижению чего он стремится, то мотивами характеризуются причины этого стремления.

 

Мотивы позволяют понять, почему именно ставятся те или иные цели, развивается неугасимое стремление к их достижению.

Мотивы, как и цели, — мощные, регулирующие деятельность, психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов заключается в том, что они воздействуют на... волю. Воля же, по И. М. Сеченову, — деятельная сторона разума и моральных чувств, управляющая человеческими действиями и поступками «во имя того или другого, часто наперекор даже чувству самосохранения» (Сеченов, 1952, с. 256).

Таким образом, регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели.

Мотивами участия в соревнованиях являются побуждения, вытекающие из понимания спортсменом общественной значимости достижения намеченной цели. Мотивами могут быть и побуждения, имеющие только личное значение для спортсмена. Лучше всего, если то и другое совпадают, т. е. если общественное значение достижения цели становится и лично значимым для спортсмена. Такого рода цели и мотивы повышают интерес к предстоящему соревнованию, способствуют созданию увлеченности и процессом подготовки к нему и спортивной борьбой в ходе соревнования, развертыванию творческих сил спортсмена, страстному стремлению достигнуть намеченной цели. Действенность такого рода мотивов была показана в специальных исследованиях К. П. Жарова, А. Ц. Пуни, Ю. Ю. Палайма, Э. Василевски, А. П. Поварницына и др. Ю. Ю. Палайма, в частности, установил, что даже в случаях, когда уверенность в желаемом исходе соревнования бывает пониженной, высокие мотивы (и цели) сохраняют свою активирующую силу. Каковы же эти высокие мотивы, приводящие советских спортсменов к спортивным победам, равным гражданскому подвигу? Лучше всего предоставить ответ на вопрос тем, кто совершал такие подвиги.

Победителям 100-километровой командной велогонки на XXI Олимпийских играх в Монреале (1976) был задан вопрос: «О чем вам думалось, когда в небо по флагштоку стал подниматься советский флаг?». Вот ответ одного из членов команды В. Чаплыгина: «Я думал, что... в далекой-далекой от Монреаля Курской больнице, где работают мои мать и отец, узнают о нашей победе, узнают наши тренеры и друзья. И я еще подумал: ведь это ж мы для вас, для всех сделали».

А на вопрос «Что побуждало Вас к победе?» чемпион XXI Олимпийских игр, самый сильный человек в мире, прославленный В. Алексеев сказал: «Знал, что этой победой будет гордиться Родина, весь наш народ».

Вот в чем кроется великая сила мотивации, глубинный — психологический и высоконравственный смысл мотивов, сообщающих отнюдь не биологический импульс силы всем действиям и поступкам, всей идейно направленной деятельности советских спортсменов.

В последние десятилетия, особенно в зарубежных исследованиях по психологии спортивной деятельности и в работах некоторых советских психологов, большое внимание уделяется изучению «мотивации достижений».

Основной смысл этих исследований сводится к выяснению ведущего из двух мотивов участия спортсменов в соревновании: победить или избежать поражения.

Самое существенное, что показали такие исследования, выражается в достижении успеха спортсменами, имевшими исходный мотив — победить, и, как правило, в неблагоприятном исходе соревнования для тех, кто руководствовался мотивом — избежать поражения. В этом имеется определенный практический смысл для решения вопроса о целесообразности участия того или иного спортсмена в соревновании. В глубинном же психологическом плане такое решение вопроса не приносит пользы, так как не дает ответа на вопрос: почему одни спортсмены руководствуются мотивом победить, другие же — избежать поражения. Не приносит пользы ни для психологической теорий спортивной деятельности, ни для практики актуализации и формирования мотивов выступления в соревнованиях. Эти вопросы требуют дальнейшей специальной глубокой разработки.

Мотивы, как и цели, формируются, закрепляются, изменяются, угасают или актуализируются под влиянием объективных условий жизни, деятельности, организованного процесса обучения и воспитания людей. Все это имеет место и в спорте. Конечно, на протяжении многолетней тренировки и участия в соревнованиях у спортсменов создается определенная мотивация их деятельности, т. е. определенная совокупность мотивов, побуждающая вести соответствующий образ жизни, систематически и упорно работать над собой, участвовать в бесчисленных соревнованиях.

И все же в процессе психологической подготовки к каждому соревнованию необходимо бывает из всей, подчас объемной совокупности мотивов, выбрать и актуализировать один или несколько наиболее значимых и адекватных цели именно данного соревнования. В ряде случаев возникает необходимость сформировать и новый мотив, включив его в состав уже существующих и, тем самым, сообщив как бы новый, дополнительный стимул, активирующий силу такого могущественного психологического механизма регуляции соревновательной деятельности спортсмена или команды, каким является мотивация в единстве с целеосуществлением.


Мотивационная настройка спортсмена на соревнование

Программирование деятельности осуществляется тренером в ходе разработки тактического плана действий спортсмена или команды в предстоящем соревновании. Оно всегда носит вероятностный характер, поскольку практически вряд ли встречаются случаи, когда в распоряжении спортсмена и тренера имеется абсолютно полная и достоверная информация об условиях будущего соревнования. Как правило, многое можно только предполагать, более того, многого подчас предусмотреть просто не удается.

В педагогическом и методическом отношениях составление тактических планов на предстоящую игру, бой, схватку и др. довольно основательно представлено в специальной литературе по видам спорта. Имея в виду психологическую подготовку к соревнованию, важно рассмотреть психологические аспекты вероятностного программирования соревновательной деятельности. Прежде всего нужно сказать, что вероятностное программирование (или прогнозирование) является одним из аспектов более широкого феномена, получившего в психологии название антиципации, т.е. предвидения. В основе антиципации лежит опережающее отражение, т. е. «способность мозга забегать вперед, в будущее, в ответ на стимул, действующий только в настоящем» (П. К. Анохин).

В психологическом плане антиципация представляет собой проявление познавательной активности человека, позволяющей в ответ на факты, события, ситуации и др., действующие только в настоящем, предугадывать еще не наступившие, будущие события, используя накопленные в прошлом опыт знания, и быть готовым к встрече с ними.

В психологии спорта проблема антиципации как в теоретическом, так и в экспериментальном плане разработана еще далеко недостаточно. За последнее десятилетие появилось лишь несколько работ сугубо прикладного характера. Это исследования В. С. Келлера, проведенные на фехтовальщиках, А. В. Родионова — на баскетболистах и боксерах, Е. Н. Суркова — на вратарях футбольных команд, А. С. Мартынова, Е. Н. Суркова — на боксерах. Все они касаются проявлений антиципации на перцептивном уровне и относятся к разгадыванию намерений противника с целью предвосхитить их будущие действия и, тем самым, получить некоторое преимущество в спортивной борьбе. Однако на основе теоретической разработки проблемы установлено, что антиципация — явление многоуровневое. В зависимости от типа задач и критериев, которые лежат в основе их решения, можно выделить субсенсорный, сенсомоторный, перцептивный, апперцептивный и вербально-логический уровни. От уровня к уровню усложняется структура и интеграция психических процессов, взаимодействие которых обеспечивает эффект предвосхищения. Установление многоуровневого характера антиципации позволяет считать, что наиболее существенным является не только ее пространственно-временной опережающий эффект, но а максимальное устранение неопределенности в ходе вероятностного прогнозирования, в ходе принятия решений.

Вероятностное программирование будущей соревновательной деятельности на основе прошлого опыта и знаний, на основе имеющейся информации о настоящем (место, время, другие условия будущего соревнования, противники) и представляют собой высший — вербально-логический уровень антиципации в единстве с перцептивным, апперцептивным и сенсомоторными уровнями. В основе программирования лежит возможно более полное снятие неопределенности в условиях предстоящего соревнования и нахождение адекватных решений о поведении и технико-тактических действиях спортсмена или команды в этих условиях.

С психологической стороны вероятностное программирование представляет собой процесс мысленного «проигрывания» будущей деятельности в предполагаемых условиях соревнования. «Проигрывание» выполняется в сложной цепи умственных действий, носящих характер умственного эксперимента.

В ряде случаев и в ряде видов спорта умственный эксперимент дополняется наглядными средствами «проигрывания» действий спортсмена или команды на макетах площадок (футбол, хоккей, баскетбол и др.), с помощью карандаша и бумаги (составление вариантов графика бега, лыжной гонки, воспроизведение профиля дистанции гонки и др.).

Необходимо подчеркнуть, что мысленное действование является и идеомоторной тренировкой. Действуя в уме, спортсмен всегда представляет свои движения. Двигательные же представления основываются на оживлении в коре головного мозга многообразных временных связей, внешний эффект которых проявляется в двигательных реакциях, а также в вегетативных и других реакциях, соответствующих реакциям, возникающим при практическом исполнении воображаемых действий. Такая идеомоторная тренировка в мысленном действовании готовит спортсмена к практическим действиям в предстоящем соревновании.

Представление движений, или, как говорят в практике спорта, мысленное их выполнение, оказывает тренирующее действие. В исследованиях А. Ц. Пуни, В. X. Полубабкина, В. И. Силина, Е. Н. Суркова, Ю. 3. Захарьянца, А. А. Белкина, И. И. Торопчина и др. совершенно определенно показано, что оно содействует овладению техникой гимнастических, легкоатлетических и других упражнений, совершенствованию точности и быстроты их выполнения, интенсивности прилагаемых усилий.

A.Ц. Пуни показал, что при тренировке путем представления движений в условиях лабораторного эксперимента достигается улучшение точности движений на 34%, их быстроты — на 16,8%, силы - на 3,3%.

B.X. Полубабкин установил, что предварительное (до начала разбега) представление быстрого отталкивания от бруска в прыжках в длину реально сокращает время толчка с 248-265 мс до 220-240 мс.

По данным В.И. Силина, предварительное представление упражнений на гимнастических снарядах содействует большому совершенству их исполнения, что подтверждается более высокой (в пределах 0,3-1,1 балла) оценкой судей. Не случайно такие выдающиеся спортсмены, как Б. Шахлин, Л. Латынина и др., прежде чем исполнять упражнение практически, проделывают его мысленно, в голове.

Вот, например, как рассказывает об этом сам Б. Шахлин: «Меня часто спрашивают: "А зачем это Вы, Борис, колдуете перед началом выступления? Что это за ритуал? И нужен ли он?" Действительно, когда я выхожу на помост, то всегда вначале становлюсь в самый угол и провожу там минутку, не глядя на очередной снаряд... Здесь, на краю помоста, мне надо повторить в уме то, что предстоит сделать через минуту или полторы... Стоит мне только занять свое место в углу помоста, как между мной и залом вырастает невидимая стена. Трибуны сливаются в какое-то искрящееся поле, и мне уже неважно, поддерживают ли меня эти трибуны или "болеют" за моего соперника. Мне ведь нужно решить свою собственную задачу... даже на расстоянии ощущаю в своих руках холодный гриф перекладины или скрытую теплоту деревянных ручек коня. Мои мышцы испытывают привычное напряжение, входят в привычный ритм. Мне кажется, что я уже на снаряде, что я выполняю свое упражнение. Для зрителей я недвижим. Но когда упражнение в уме закончено и я чувствую счастливый прилив свежести и вдохновения, тогда я делаю свой первый шаг к поджидающему меня снаряду. Так было на всех состязаниях, на которых я выступал».

Какое великолепное описание своей собственной идеомоторной — психологической подготовки к непосредственному выполнению упражнения в условиях соревнования! В нем содержится не только ответ на поставленный Б. Шахлину вопрос. B нем показано, как в процессе идеомоторной подготовки обретается помехоустойчивость — один из компонентов состояния психической готовности. Она — функция полной сосредоточенности на себе, на процессе предстоящей деятельности, необычайно глубокой и прочной, отгораживающей спортсмена от аффектирующих вредоносных воздействий внешней среды.

Новейшими исследованиями (Казаченко, 1971; Мазуров, 1978) установлено, что высокая помехоустойчивость обеспе-1чивается возникновением и укреплением в коре головного мозга интегральной рабочей доминанты (А. А. Ухтомский), следствием которой и является образование, как пишет Д. Г. Квасов, вала охранительного торможения.


Идеомоторная настройка на предстоящее соревнование

Можно было бы думать, что идеомоторная подготовка имеет столь существенное значение перед выполнением, так сказать, кратковременных, сложных по координации, быстротечных упражнений не только в гимнастике но и в тяжелой атлетике, прыжках в воду, прыжках на лыжах с трамплина и др., но оказывается, значимость ее универсальна. Об этом свидетельствуют сами спортсмены.

Исследованиями последних лет добыты новые характеристики тренирующего эффекта представления движений. А. А. Белкин показал возможность использования идеомоторной тренировки взамен специальной разминки на соревнованиях по спортивной гимнастике.

В исследованиях, проведенных бывшим аспирантом кафедры психологии ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта В. И. Секуном на гимнастах, установлено, что гимнасты начинают мысленно готовиться к исполнению упражнений, сидя у снаряда на местах для участников. Они тщательно воспроизводят и представляют всю комбинацию, когда до вызова их к снаряду остается 1-2 участника. Иногда при этом они по нескольку раз мысленно повторяют какой-либо один элемент или связку — особо сложные или недостаточно надежно отработанные. На исходном положении они, как правило, о всей комбинации уже не думают, а представляют лишь первый элемент, ее начало. Такая идеомоторная подготовка благоприятствует выполнению упражнений.

Очень важен полученный В. И. Секуном в эксперименте ответ на вопрос: сколько раз целесообразно мысленно повторять упражнение.

Факты показали, что если речь идет об одном элементе, то целесообразно повторение его в уме до четырех раз. Однако длинную и, тем более, сложную комбинацию лучше продумать только один раз. Эти факты получили подтверждение и при исследовании механизмов тренирующего действия представления движений с помощью электроэнцефалографии (Е. Б. Сологуб и В. И. Секун; Е. Б. Сологуб и А. Б. Ливмане) — метода, с помощью которого изучается биоэлектрическая активность мозга.

Идеомоторная подготовка сейчас все шире и шире используется в практике тренировки и при подготовке к исполнению упражнений в условиях соревнования в большинстве видов спорта.

Мысленное выполнение упражнений характеризуется высокой интеллектуальной активностью, в которой существенное значение имеет творческое воображение. Мысленное выполнение упражнений сопровождается выраженными проявлениями эмоций и требует от спортсмена многообразных, различной интенсивности волевых усилий.

Умственный эксперимент и принимаемые в ходе его решения проверяются, дополняются, подкрепляются или корригируются практическими действиями в процессе тренировки.

Здесь имеет особое значение возможно более точное моделирование условий предстоящего, именно предстоящего, соревнования, а не соревновательных условий вообще. Естественно, кто в таком моделировании никогда не будут достигнуты абсолютно точные его условия. Это должен хорошо знать и понимать сам спортсмен с тем, чтобы составленный оптимальный вариант вероятностной программы — тактического плана действий не связывал его творческой инициативы и самостоятельности мысли и действий в реальных условиях соревнования.


Специальная подготовка к встрече с соревновательными препятствиями

Соревновательная борьба по существу — почти целиком процесс преодоления препятствий различной степени трудности. Тут и преодоление их во внешней среде, где протекают соревнования, и преодоление сопротивления противников, и преодоление спортсменом самого себя.

Многие препятствия вытекают из специфики каждого вида спорта. С ними спортсмен постоянно встречается, к преодолению их всегда готовится. Они перестают быть для него препятствиями высокой степени трудности. Но предполагаемые условия будущего соревнования подобны уравнению со многими неизвестными. С каждым из них спортсмен может столкнуться в ходе соревнования, и к тому же внезапно.

Неожиданности всегда являются препятствиями высокой степени трудности. Особенно это касается неожиданностей, никогда не встречавшихся в опыте спортсмена, но чаще неожиданным является непредвиденное изменение привычных условий деятельности, непредвиденное нарушение заранее намеченной программы. Одни из внезапностей выступают как внешние помехи (например, резкие реакции болельщиков), другие возникают в самом процессе соревновательной борьбы (например, новый тактический маневр противника, собственные неудачные действия спортсмена и др.).

Первые затрудняют отбор спортсменом полезной информации в ходе соревнования, вторые — увеличивают количество информации и затрудняют процесс ее переработки. И те и другие увеличивают время переработки этой новой, экстренно возникающей, информации. По данным Ю. Я. Киселева, даже в условиях лабораторного эксперимента при подаче внезапного резкого звукового сигнала время простой двигательной реакции увеличивается с 750 до 1015 мс (на 35,2%), причем особенно удлиняется время скрытого периода реакции, т. е. переработки информации, полученной от внезапного сигнала (на 44%), в меньшей степени, но все же отчетливо, замедляется двигательный ответ (на 18%).

Помехи могут быть и внутренними. По данным Н. П. Казаченко, для тяжелоатлетов к числу таких помех, например, относятся: переживание неудачи в одной из пробных попыток, неожиданный успех или неудача в выполнении упражнения и, как следствие этого, повышенный или, наоборот, сниженный уровень эмоционального возбуждения, переживание ошибки в определении начального веса штанги и др.

Внезапности ставят спортсмена в ситуации необходимости быстрого и целесообразного решения задачи, в которой должны быть найдены ответы по крайней мере на два вопроса: «Что случилось?» и «Что делать (как действовать)?». Нередко к ним добавляется еще вопрос: «Когда действовать?». Если ответ на них не найден или найден, но с запозданием — это приводит к последствиям, частично или в целом отрицательно влияющим на спортивный успех.

Установлено, что именно при встрече с внезапностями спортсмен или команда зачастую терпят поражение. Неожиданностей же в любом виде спорта великое множество. Ю. Я. Киселев, например, в соревнованиях по борьбе зарегистрировал их около восьмисот, а в соревнованиях по тяжелой атлетике — около трехсот.

К встрече с внезапностями и к их преодолению спортсмен должен быть и психологически, и практически подготовлен. Поэтому в системе звеньев психологической подготовки спортсмена к соревнованию специально предусматривается подготовка к преодолению препятствий, особенно возникающих неожиданно. Она осуществляется, конечно, уже в процессе вероятностного программирования, но особенно важно ее реализовать при проверке и уточнении намечаемой программы в ходе практических действий в условиях, приближающихся к условиям предстоящего соревнования.

Организуя эти условия в процессе тренировочных занятий, прикидок, матчевых встреч, контрольных игр и т. д., тренер должен широко использовать введение неожиданностей. Ассортимент их следует накапливать и расширять путем регистрации и систематизации внезапностей, которые возникают в соревнованиях. Обязательным следует считать также проявление тренером собственной инициативы и изобретательности в этом направлении.

Эффективность специальной подготовки к встрече с внезапностями была доказана в психолого-педагогическом эксперименте, проведенном Ю. Я. Киселевым с борцами ДСО «Труд». В процессе экспериментальных тренировочных занятий с целью подготовки борцов к встрече с неожиданными препятствиями они ставились в условия необходимости преодоления таких препятствий. Это привело к тому, что если в начале экспериментального периода из 1170 неожиданных препятствий борцы смогли успешно преодолеть 447 (38,2%), то после специальной подготовки количество успешно преодоленных более трудных препятствий возросло до 59,2 %.

О том же свидетельствует и спортивная практика. Можно это продемонстрировать на примере одного из самых выдающихся спортсменов современности, многократного чемпиона мира по современному пятиборью Андраша Бальцо ( Венгрия).

"За моими победами, — говорит он, — стоит столько тренировочной работы, что если бы ее выполнить на 30%, то и этого, наверное, было достаточно, чтобы стать чемпионом мира". Он ничего не оставлял на случай, никогда не надеялся на удачу. Андраш тренировался так, чтобы быть готовым к любым превратностям. Все варианты, которые могли возникнуть (даже чисто теоретически) во время соревнования, он многократно прорабатывал на тренировках. Бальцо экспериментировал, ставил себя в невероятно сложные, практически безвыходные ситуации и... искал из них выход... Только при подготовке к соревнованиям за неделю он менял 18 лошадей. Ежедневно занимался по 6 часов, через каждые два часа пересаживался на другую лошадь». Надо ли говорить, сколь хорошо он был подготовлен к встрече с любыми неожиданностями.

Фрагменты публичной лекции: Пуни А. Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте: Лекция. — Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1978. - С. 8-51.