Содержание материала

Идеомоторная настройка на предстоящее соревнование

Можно было бы думать, что идеомоторная подготовка имеет столь существенное значение перед выполнением, так сказать, кратковременных, сложных по координации, быстротечных упражнений не только в гимнастике но и в тяжелой атлетике, прыжках в воду, прыжках на лыжах с трамплина и др., но оказывается, значимость ее универсальна. Об этом свидетельствуют сами спортсмены.

Исследованиями последних лет добыты новые характеристики тренирующего эффекта представления движений. А. А. Белкин показал возможность использования идеомоторной тренировки взамен специальной разминки на соревнованиях по спортивной гимнастике.

В исследованиях, проведенных бывшим аспирантом кафедры психологии ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта В. И. Секуном на гимнастах, установлено, что гимнасты начинают мысленно готовиться к исполнению упражнений, сидя у снаряда на местах для участников. Они тщательно воспроизводят и представляют всю комбинацию, когда до вызова их к снаряду остается 1-2 участника. Иногда при этом они по нескольку раз мысленно повторяют какой-либо один элемент или связку — особо сложные или недостаточно надежно отработанные. На исходном положении они, как правило, о всей комбинации уже не думают, а представляют лишь первый элемент, ее начало. Такая идеомоторная подготовка благоприятствует выполнению упражнений.

Очень важен полученный В. И. Секуном в эксперименте ответ на вопрос: сколько раз целесообразно мысленно повторять упражнение.

Факты показали, что если речь идет об одном элементе, то целесообразно повторение его в уме до четырех раз. Однако длинную и, тем более, сложную комбинацию лучше продумать только один раз. Эти факты получили подтверждение и при исследовании механизмов тренирующего действия представления движений с помощью электроэнцефалографии (Е. Б. Сологуб и В. И. Секун; Е. Б. Сологуб и А. Б. Ливмане) — метода, с помощью которого изучается биоэлектрическая активность мозга.

Идеомоторная подготовка сейчас все шире и шире используется в практике тренировки и при подготовке к исполнению упражнений в условиях соревнования в большинстве видов спорта.

Мысленное выполнение упражнений характеризуется высокой интеллектуальной активностью, в которой существенное значение имеет творческое воображение. Мысленное выполнение упражнений сопровождается выраженными проявлениями эмоций и требует от спортсмена многообразных, различной интенсивности волевых усилий.

Умственный эксперимент и принимаемые в ходе его решения проверяются, дополняются, подкрепляются или корригируются практическими действиями в процессе тренировки.

Здесь имеет особое значение возможно более точное моделирование условий предстоящего, именно предстоящего, соревнования, а не соревновательных условий вообще. Естественно, кто в таком моделировании никогда не будут достигнуты абсолютно точные его условия. Это должен хорошо знать и понимать сам спортсмен с тем, чтобы составленный оптимальный вариант вероятностной программы — тактического плана действий не связывал его творческой инициативы и самостоятельности мысли и действий в реальных условиях соревнования.