Содержание материала

Методика выделения значимых факторов спортивной деятельности

Выше мы не случайно подробно останавливались на анализе сути понятия «мотив». Дело в том, что в зависимости от того, как понимает исследователь конкретное явление, каким он его видит, во многом определяются выбираемые им методические подходы, обусловливающие те результаты, которые он получит в ходе исследования.

Для тех, кто соотносит понятие «мотив» с потребностями человека и другими переживаемыми психическими состояниями, приемлем лишь один путь исследования — опрос о желаниях, переживаниях, потребностях. Однако на этом пути можно не только потерять предмет изучения. Те же исследователи, которые понимают мотив дуалистически, вынуждены искать объяснение побудительных основ человеческой активности как в нем самом (т. е. человеке), так и в окружающей действительности. Этот подход позволяет, как правило, изучать лишь отдельные компоненты мотиваций и не дает возможности составить полное представление о побуждающих и направляющих началах личности человека. И лишь рассмотрение мотива в качестве итога деятельностно-информационного взаимодействия позволяет глубже проникнуть в мотивационную сферу личности человека.

Когда соотнесение потребностей субъекта со своими возможностями и с особенностями конкретной деятельности дает положительный результат (когда потребности и возможности субъекта совпадают с требованиями конкретной деятельности), тогда и формируется мотивация, направляющая индивидуум на овладение предметом данной деятельности. Следуя логике такого понимания мотивации, можно предположить, что, зная об отношении индивидуума к окружающей действительности, к объектам, факторам, явлениям, связанным с его деятельностью, можно судить о том, что же побуждает его к ней. Это теоретическое положение легло в основу разработки методики выделения значимых факторов спортивной деятельности.

На основе содержательного анализа спортивного противоборства мы выделили отдельные переменные, характеризующие спортивную деятельность. Необходимо подчеркнуть, что для каждого вида спортивной специализации был выделен свой, специфический перечень факторов. Процедура тестирования сводилась к следующему. Спортсмену предлагалось разложить все факторы на десять групп по степени их субъективной значимости для достижения максимально возможного на данный момент результата. Полученные данные обрабатывались статистическими методами для определения количественных значений факторов в группе с последующим расчетом соответствующих коэффициентов. Было выделено семь коэффициентов, в свою очередь объединенных в три группы (табл. 1).

Выделение в структуре мотивации спортсменов трех оснований обусловлено следующим. Как правило, в любой деятельности конкретный индивидуум реализует потребности двух видов: духовные (принципиальные), связанные с самоутверждением и самовыражением («Я»), исполнением общественного долга («Мы»), и материальные.

Первый вид потребностей актуализируется в связи с тем, что человек, являясь социальным существом, нуждается в оценке окружающих его людей. Не менее важной для него является и самооценка.

Таблица 1

Структура мотивации достижения высокого результата в спорте

Критерии мотивации

Содержание мотива

1. Побудительные основания

Отражает принципиальную ориентированность спортсменов на удовлетворение духовных потребностей (самоутверждение, самовыражение, исполнение общественного долга) Отражает ориентированность спортсмена на удовлетворение материальных потребностей

2. Базисные основания

Отражает степень заинтересованности спортсмена в благоприятных социально-бытовых условиях спортивной деятельности Отражает степень заинтересованности спортсмена в накоплении социальных знаний и навыков Отражает степень заинтересованности спортсмена в отсутствии болевых ощущений

3. Процессуальные основания

Отражает степень заинтересованности спортсмена в накоплении сведений о своих противниках Отражает степень заинтересованности спортсмена в отсутствии психогенных влияний, отрицательно сказывающихся на процессе противоборства

Второй вид потребностей связан с естественной необходимостью есть, пить, одеваться, растить детей, помогать родителям.

Потребность в получении оценки общества через систему моральных и материальных критериев является одной из главных мотиваций любой деятельности.

В спорте потребности, отнесенные нами к первой группе, реализуются особенно наглядно, так как спорт с его противоборством имеет четко обоснованные критерии результативности успеха, что и позволяет сделать более объективным и наглядным процесс общественного признания. Поэтому мы рассматриваем два первых мотива как побудительные основания в структуре мотивация спортсменов.

Следующие три мотива второй группы отражают уровень потребностей более специфического характера. Для достижения высокого результата в спорте необходимо иметь хорошее здоровье, специальные навыки и знания, а также благоприятные социально-бытовые условия для занятий спортивной деятельностью. Потребности этого порядка характеризуют уровень объективных возможностей спортсмена для достижения высокого спортивного результата, поэтому группа этих мотивов была нами названа базисными основаниями мотивации.

В третью группу вошли два мотива, отражающие уровень потребностей в накоплении информации о будущих противниках и степени заинтересованности спортсмена в отсутствии психогенных влияний. Поскольку их роль важна непосредственно в ходе самого процесса противоборства, они были определены нами как процессуальные основания мотивации.

В этих трех группах мотивационных оснований легко обнаруживаются самые разнообразные связи спортсмена как деятельного субъекта с окружающей его действительностью, связи, которые являются для него в той или иной степени информативно значимыми и на базе усвоения которых рождается осознание реальной возможности достижения намеченного спортивного результата в избранном виде спорта.