Решительность, смелость и стойкость

Волевое качество решительность характеризуется способностью в сложных случаях деятельности самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно проводить их в жизнь. Решительность предполагает, в связи с этим, предварительное обдумывание и взвешивание обстоятельств, в которых приходится действовать. Для проявления решительности человек должен: 1) ясно представлять себе цели своей деятельности и 2) считать достижение этих целей безусловно необходимым и важным делом. Решительность воспитывается, вместе с тем, только в процессе практического овладения средствами для достижения поставленной цели: человек, не знающий, как надо действовать, и не умеющий выполнить соответствующие действия не способен проявить решительность. Вот почему овладение техническими приемами данного вида деятельности является необходимым условием для воспитания волевого качества решительности.

Большое значение при этом имеет успех, сопровождающий проявления решительности. Воспитателю необходимо всегда ставить перед воспитанником такие задачи для проявления его решительности, которые бы одновременно представляли для него определенную трудность и стимулировали к проявлению решительности и в то же время были посильны, сопровождались возвышающим чувством успеха в выполнении деятельности, на которую решился. Ожидание успеха, мысль об осуществимости задуманного действия, уверенность в том, что будет достигнут требуемый результат, являются необходимыми условиями для воспитания решительности. Наоборот, систематический неуспех в предпринимаемых решительных действиях приводит к выработке чувства нерешительности, сознания невозможности или неспособности достигнуть требуемой цели и, таким образом, затормаживает и даже подавляет способность к проявлению требуемых волевых усилий.

Волевые качества смелость и стойкость в борьбе с препятствиями характеризуются способностью затрачивать необходимые волевые усилия в процессе деятельности, связанной с сознанием той или другой опасности, требующей преодоления отрицательных эмоциональных состояний, вызываемых сильным утомлением, болью, непосильными трудностями и т. д. Эти качества предполагают наличие у воспитанника самообладания (не теряться в минуты опасности, риска); выдержки; способности переносить большие напряжения, противостоять чувству усталости, терпеливо переносить боль; упорства; воли к победе. В основе воспитания этих волевых качеств лежит:

  1. формирование у воспитанника высоких моральных качеств, нравственных идеалов, способных побудить человека на преодоление огромных для него трудностей;
  2. обязательная практическая деятельность, связанная с проявлениями смелости и перенесением больших трудностей и, таким образом, дающая человеку необходимую закалку в борьбе с этими трудностями и опасностями;
  3. выработка навыка к затрате больших волевых усилий, связанных с преодолением трудностей и опасностей.

Занятия спортом требуют от человека способности к затрате В необходимых случаях определенных волевых усилий. Последние всегда имеют осознанный характер, поскольку обусловливаются необходимостью преодолеть те или иные трудности. Наиболее отчетливо этот характер волевых усилий обнаруживается, когда спортсмен сталкивается с препятствиями на пути к достижению цели. Спецификой волевых качеств спортсмена является то, что они всегда связаны с деятельностью, направленной на преодоление тех или иных трудностей и препятствий. Преодоление трудностей составляет специфику и методов воспитания волевых качеств спортсмена. Эти методы могут быть эффективными, если они будут основаны на детальном изучении трудностей, специфичных для отдельных видов спорта.