Термин «характер» часто встречается в обыденной и научной речи в самых разных значениях. Многие под характером понимают силу воли человека. Еще П. Ф. Лесгафт считал, что «характером можно назвать проявления воли человека, основанные на истинах, которые твердо усвоены разумом» (Лесгафт, 1900). В разной мере этого взгляда придерживаются и развивают его некоторые известные советские психологи.

Важнейшие советские психологи С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов основным качеством характера считают направленность человека (Ананьев, 1949; Рубинштейн, 1957; Теплов, 1954).

Большинство советских психологов представляют характер как своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, самому себе. «Характер, — добавляет К. К. Платонов, — это как бы каркас личности» (Платонов, 1972).

Характер — это всегда индивидуальное сочетание черт. Нет двух людей с одинаковым характером. Свойства характера человека устойчиво проявляются в его поведении при определенных, типических обстоятельствах. Поэтому, зная характер, можно предугадать поведение человека в определенной ситуации. В одной и той же ситуации, например столкнувшись с опасностью, трус промолчит, увернется, убежит, а мужественный человек будет с ней бороться.

Свойства характера всегда получают со стороны общества моральную оценку — хорошо пли плохо. Иногда одним словом можно подчеркнуть моральную сущность личности (например, «добрый», «целеустремленный» и т. д.).

Характер — приобретенное качество личности. Общество создает систему тех отношений человека с другими людьми, которые определяют его характер. Человек не родится трудолюбивым или ленивым, общительным или замкнутым, а становится таким или другим под влиянием воспитания в процессе жизни и деятельности. Вместе с тем природные свойства человека в определенных условиях могут способствовать или препятствовать формированию определенных черт характера. Так, при неблагоприятных условиях трусом скорее может стать меланхолик, чем сангвиник. Но при правильном индивидуальном подходе и методике воспитания и у того и у другого можно развить смелость.

Академик И. П. Павлов называл характер «сплавом» врожденных и приобретенных форм поведения. При этом он подчеркивал решающее значение среды и воспитания в формировании характера.

Спорт... является важнейшим средством воспитания социальных идеалов, нравственных, моральных и волевых качеств личности. Занятия любым видом спорта требуют развития у спортсмена вполне определенных свойств характера. А. Ц. Пуни считает, что целеустремленность, увлеченность, трудолюбие, добросовестность, самостоятельность и творчество, настойчивость и упорство являются типичными чертами характера советских спортсменов (Пуни, 1962). К этому набору качеств спортивные психологи также добавляют: силу воли, волю к победе, Смелость, активность, инициативность и мужество.

Анализируя черты характера, отражающие отношение спортсменов к коллективу, А. Ц. Пуни отличает коллективизм, доброжелательность, критичность, требовательность, честность, бескорыстие, внимательность, корректность, готовность прийти на помощь другому.

А. Ц. Пуни, О. А. Черникова и другие спортивные психологи выделяют также следующие черты характера, отражающие отношение спортсмена к самому себе: требовательность, самокритичность, дисциплинированность, принципиальность, выдержку и самообладание, высокий уровень притязаний, эмоциональную устойчивость и самоконтроль, уверенность в своих силах, аккуратность, скромность, способность к самопожертвованию. Этот список качеств может быть продолжен. Однако перечисленные выше черты характера не принадлежат одному, пусть самому выдающемуся спортсмену.

При формировании свойств характера имеют значение общие, особенные и единичные условия спортивной деятельности.

Общие условия спортивной деятельности образованы существованием в нашей стране развитого социализма, а это, несомненно, оказывает благоприятное влияние на формирование характера спортсменов.

Особенные условия занятий спортом в данном городе, районе, спортивной секции в целом также благоприятны для формирования личности спортсменов, но они в разных местах значительно различаются между собой. Например, в одних аэроклубах время на дорогу от города до аэродрома не превышает десяти минут, в других на это тратится несколько часов. Конечно, удаленность аэродрома от города влияет и на характер работы штатных работников со спортсменами.

Надо учитывать и единичные условия занятий спортом, связанные с особенностями личности и жизнедеятельности отдельных спортсменов. А эти условия индивидуально неповторимы и далеко не всегда способствуют формированию гармонически развитой личности. В полной мере понять влияние занятии спортом на личность с тем, чтобы прогнозировать ее поведение, можно лишь с учетом всего комплекса общих, особенных и единичных условий жизни и деятельности парашютиста.

Характер — это целая система связанных между собой черт. Наблюдением за поведением, речью, мимикой человека можно определить важные черты его характера. Так, Л. Н. Толстой, великий знаток человеческих характеров, писал, что те люди, у которых одни глаза смеются, хитрые и эгоисты, а те, у которых рот смеется без глаз, слабые, нерешительные. Глаза человека — зеркало души, но надо быть очень тонким психологом, чтобы по их выражению определить характер другого, незнакомого человека.

Для определения характера по результатам обследования спортсменов различной квалификации можно использовать и 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела (формы А и С), тест рисуночных ассоциации Н. Розенцвейга, методики Ю. Л. Ханина и А. В. Стамбулова и другие специальные психологические тесты и методики, применяемые в нашей стране и за рубежом.


Черты характера

В советской психологии обычно выделяют определенные наборы свойств характера, выражающие основные категории отношений спортсмена к окружающему миру. В эти наборы включают черты характера, выражающие отношение к труду, к самому себе, к коллективу и отдельным людям.

Отношение к труду выражается прежде всего в таких чертах характера, как трудолюбие, добросовестность, аккуратность. Трудолюбие в спорте имеет огромное значение. Серьезные занятия спортом воспитывают в спортсмене трудолюбие. Все выдающиеся достижения достигнуты большим беззаветным трудом.

Отношение к самому себе проявляется в таких чертах характера, как скромность, самокритичность, застенчивость, робость, честолюбие и других. Например, характерной чертой многих выдающихся парашютистов является скромность. Они не любят громких фраз, не стремятся демонстрировать свои достоинства, а критически относятся к своим достижениям, сохраняя при этом личное достоинство и уверенность в себе. Именно такими людьми являются двукратный абсолютный чемпион мира Николай Ушмаев, чемпионы мира Григорий Сурабко и Игорь Терло и многие наши заслуженные мастера.

Отношение к коллективу и другим людям проявляется через общение. Именно в общении проявляются такие черты характера, как общительность или замкнутость, честность или хитрость, доверчивость или подозрительность, покладистость или неуживчивость и т. п.

При первом, поверхностном знакомстве с другим человеком нам бросаются в глаза лишь некоторые черты, и прежде всего — общительность. С нее и начнем анализ черт характера парашютистов.

Среди моих товарищей по спорту — парашютистов встречаются разные люди: одни малоразговорчивы и необщительны, другие, наоборот, любят поговорить, пошутить, пообщаться друг с другом. Парашютистов с крайне выраженными полюсами этого качества не так уж много — они, скорее, исключение из общего правила. В целом же общительность парашютистов не отличается от выраженности этого качества у спортсменов тяжелой атлетики, борьбы, бокса и других индивидуальных видов спорта. В то же время спортсмены даже индивидуальных видов спорта более общительны, чем молодежь, не занимающаяся спортом. Значит ли это, что вообще занятия спортом развивают общительность у молодежи или в спорте остаются лишь люди очень общительные? Точно ответить трудно.

Формирование черт характера — процесс сложный и противоречивый, зависящий от многих условий. В каждом виде спорта он протекает по-своему.


Парашютисты и парашютный спорт

Молодежь, только осваивающая азы парашютного спорта, более замкнута и менее общительна. Многих ребят и девчат в парашютную секцию привели свои личные проблемы, которые, они надеются решить с помощью этого спорта. Одновременно молодые спортсмены испытывают трудности включения в коллектив спортсменов секции. Действительно, парашютиста, совершившего 10-20 прыжков, еще спортсменом не считают, несмотря на то, что ему уже присвоен третий, а то и второй разряд. Полноправными членами коллектива парашютистов являются спортсмены первого спортивного разряда. Очевидно, поэтому они в большей степени общительны, открыты, готовы к сотрудничеству и взаимопомощи. Кандидаты в мастера спорта — наиболее общительная группа парашютистов. Это и неудивительно. Многие из них хорошо адаптировались в коллективе спортсменов, пользуются уважением тренеров и руководства клуба ДОСААФ. Без их участия не проходит ни одно общественное мероприятие. Они решают важные вопросы в бюро парашютной секции, выпускают стенгазету, боевые листки, участвуют почти на всех тренировочных сборах, подготавливают и сами принимают участие в соревнованиях.

Однако сама сущность парашютного спорта, само содержание спортивной деятельности отнюдь не способствует развитию слишком большой общительности. Поэтому, когда начинаются серьезные и напряженные тренировки, когда на соревнованиях нужно добиться очень высокого результата, когда до тонкостей надо знать свое дело, у парашютиста формируется не открытая гитарно-песенная романтика, а определенная сосредоточенность, замкнутость, серьезность и суровость. Особенно заметна выраженность этих качеств у спортсменов самой высокой квалификации.

У общительных людей нередко ярко проявляется другая самостоятельная черта характера — контактность, т. е. готовность к образованию новых знакомств, связей с другими людьми. Эта черта имеет примерно такую же криволинейную форму зависимости от уровня мастерства спортсменов, как и общительность, Молодые парашютисты чаще всего робки и застенчивы в общении с другими людьми. Они труднее устанавливают новые контакты, вступают в новый круг общения, чем спортсмены более высокой квалификации.

Наибольшей готовностью к контактам с новыми и нередко случайными людьми обладают спортсмены, совершившие 500-700 прыжков с парашютом и имеющие квалификацию кандидатов в мастера спорта. Особенно заметна эта черта у женщин. Сама по себе легкость образования знакомств с другими людьми — черта, безусловно, хорошая, и таким людям легче сплотиться в дружный коллектив. Но, с другой стороны, чрезмерная готовность к контактам — а это хорошо заметно у многих девушек — может привести к нежелательным явлениям. Появляются случайные знакомства, отвлекающие спортсменок от главных занятий, от любимого дела.

Оказалось, что большинство спортсменов-парашютистов от первого разряда до мастеров спорта намного более активны и смелы в установлении контактов даже с незнакомыми людьми, чем спортсмены других видов спорта, а также чем молодежь, не занимающаяся спортом. Повышенная общительность и контактность этой группы парашютистов, скорее всего, объясняется не столько их высокой личной смелостью, сколько склонностью к риску, игнорированием возможных опасностей.

В группе самых опытных спортсменов эта черта не проявляется столь ярко. Они более осмотрительны при выборе своего круга знакомых, более осторожны и сдержанны в контактах. Занятия спортом заставляют парашютистов приспосабливать свое поведение таким образом, чтобы оно соответствовало поведению и требованиям других людей — тренеров, судей, товарищей по команде.

В психологии тенденция человека уступать влиянию остальных, некритически изменять свое поведение в соответствии с требованиями большинства называется конформностью. Одни люди больше поддаются влиянию на них других людей — они более конформны, другие — меньше. Среди парашютистов эта черта варьируется в очень широких пределах: есть спортсмены настолько компанейские, что жить не могут без товарищей и друзей и зависят от них полностью, однако встречаются и люди очень самостоятельные, независимые, предпочитающие свое мнение чужому.

Однако если проанализировать склонность к конформности у спортсменов различного уровня мастерства, то можно прийти к следующим выводам. На первых порах занятий спортом у начинающих спортсменов до уровня первого спортивного разряда конформность растет. Все чаще в конфликтных ситуациях сознательно или неосознанно спортсмены идут на преодоление конфликта путем соглашательства и примиренчества I в пользу мнения группы. Это нередко диктуется их желанием , занять таким способом в группе спортсменов более престижное место. По мере дальнейшего роста уровня мастерства (начиная с кандидатов в мастера спорта до спортсменов международного класса) происходит упрочнение статуса парашютиста в группе товарищей по секции, и конформное поведение наблюдается реже. Вместо уступок и подчинения мнению группы вырабатывается и укрепляется коллективистическое самоопределение — сознательная солидарность спортсмена с коллективом. Эта черта отражает активное поведение спортсмена, когда он принимает, защищает и отстаивает ценности, нормы и идеалы коллектива, как свои собственные.

Спортсменки чаще проявляют конформное поведение, легче соглашаются с мнением большинства и поддаются его влиянию. Они склонны избегать открытых конфликтов, чаще уступают требованиям других, чем мужчины. Даже тогда, когда спортсменка и не согласна со своими подругами, она старается внешне не показывать своего мнения, не идти на конфликт.

В общении с близкими очень ценится откровенность и искренность. В оценке других людей мы часто прибегаем к словам: «он — человек прямой и откровенный». Или наоборот, «хитрый, неискренний». Тренеру очень важно знать, как проявляется это качество у его парашютистов.

В целом парашютисты по этому качеству не отличаются ни от спортсменов других видов спорта, ни от молодежи, совсем спортом не занимающейся. Среди парашютистов нашлись люди как очень прямодушные и откровенные, так и достаточно искушенные в житейских проблемах. Но в целом, доверчивость или, наоборот, недоверие встречаются у парашютистов не чаще, чем у спортсменов, занимающихся другими видами спорта, а также чем у молодежи, не занимающейся спортом.

По мере роста мастерства спортсменов выраженность этого свойства изменяется по такой же криволинейной зависимости, как и описанные выше другие черты, характеризующие отношения парашютистов к другим людям. Сначала она усиливается, достигает своего максимума у кандидатов в мастера спорта, а затем постепенно ослабевает.

Обследование более пятисот спортсменов дает возможность сделать вывод о том, что в парашютном спорте наибольших успехов добились спортсмены двух типов.

Спортсмены первого типа — очень доверчивые, добродушные и дружелюбные люди. Можно только удивляться, насколько они легки и покладисты, естественны и непосредственны в общении, несмотря на то что за их спиной тысячи прыжков с парашютом и много важных побед и титулов.

Спортсмены второго типа — честолюбивые, недоверчивые в общении с другими людьми. Нередко их раздражает превосходство других. Поэтому они ревностно следят за тем, чтобы окружающие были корректны, уважали их высокий статус, их достижения и звания.

Первые достигли высоких побед за счет того, что им очень нравится сам процесс занятий спортом, сами прыжки доставляют громадное удовольствие; вторых к спортивным достижениям привело неугомонное честолюбие. Именно оно придавало им силы на тренировках, помогало мобилизовать все резервы на соревнованиях.

Кратко рассмотрев некоторые черты характера парашютистов, объясняющие их отношение к другим людям, следует обратить внимание на тот факт, что их выраженность приблизительно одинаково изменяется по мере роста мастерства. Динамика этих черт отражает объективные процессы, происходящие в коллективе, которые и способствуют их формированию.

Надо отметить, что спортсмены различного уровня мастерства нередко образуют внутри коллектива спортсменов парашютной секции свои подгруппы (компании. — примеч. ред.) и их влияние на личность сильно различается по направленности. Есть основания предполагать, что группа спортсменов массовых разрядов и сама деятельность на этом уровне совершенно иначе определяют пути развития этих черт характера, чем коллектив высококвалифицированных спортсменов... на уровне спорта высших достижений. То, что хорошо для спортсменов массовых разрядов, может совершенно не подходить для спортсменов, штурмующих спортивные вершины мировых рекордов.

Кроме рассмотренных выше психологи выделяют еще черты характера, относящиеся к особенностям познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека.


Познавательные и эмоциональные черты характера

Познавательные черты характера

К познавательным чертам характера человека относят склад ума (теоретический или практический) и качества ума (аналитичность, критичность, сообразительность, любознательность, гибкость, глубина, широта и др.).

В нашей стране физическая культура и спорт призваны решать задачи не только физического, но и духовного воспитания. Поэтому можно считать естественным, что по мере занятий спортом развивается и интеллектуальная сфера личности спортсмена.

Среди спортсменов-парашютистов с помощью специальной методики была выделена и измерена выраженность одной из познавательных черт характера — глубины вербального интеллекта. Эта черта определялась по числу правильно решенных логических вербальных (словесных) задач. Глубина вербального (словесного) интеллекта парашютистов по средним оценкам существенно не отличается от выраженности этой черты у спортсменов других обследованных специализаций (тяжелой атлетики, борьбы, спортивных игр). В то же время глубина вербального интеллекта спортсменов значительно превышает средний уровень этого вида интеллекта у молодежи, не занимающейся спортом.

Эмоциональные черты характера

Эмоции являются одним из основных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека. Положительные эмоции побуждают человека к достижению и сохранению полезных навыков, форм поведения; отрицательные, наоборот, стимулируют поступки, направленные на избегание опасности, на устранение негодных, не оправдавших себя навыков и умении. В течение жизни каждого человека формируется достаточно устойчивая система чувств и эмоциональных состояний, составляющая эмоциональную сферу личности.

Физиологическая регуляция эмоций известна давно. В ней отражаются и природные психические свойства человека, например эмоциональная возбудимость и уравновешенность. Но главное, это эмоциональные черты характера — устойчивые свойства, которые накладывают свой отпечаток на весь психический облик человека. К эмоциональным чертам характера относят страстность, богатство эмоции, сентиментальность, а также черты, основанные на моральных чувствах: патриотизм, гуманность и др. Мы располагаем фактическими данными только о некоторых эмоциональных чертах характера парашютистов.

Одной из ярких черт характера является богатство эмоций. Эта черта хорошо заметна у парашютистов. Среди них много людей страстных, преданных любимому делу, живущих богатой и напряженной, эмоционально насыщенной жизнью и в то же время немного беспечных, восторженных. Средняя оценка выраженности этой черты у 286 обследованных нами спортсменов-парашютистов оказалась значительно выше, чем среди спортсменов некоторых других видов спорта (борьба, тяжелая атлетика, спортивные игры) и среди молодежи, не занимающейся спортом.

Эмоциональные черты характера ярко проявляются в спортивной деятельности, но их выраженность у отдельных парашютистов очень различна. Одни спортсмены... до последней секунды борются, стараются найти выход из, казалось бы, безвыходного положения, другие раскисают в значительно менее сложной обстановке. Поэтому трудно понять особенности эмоциональных черт характера без учета их тесной связи с волей.


Волевые черты характера

Достижение сколько-нибудь важных высот и спорте невозможно без осознанного регулирования своих действий и поступков, без борьбы и преодоления , внутренних и внешних трудностей, без значительных усилий воли.

«Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, — это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением и во имя того и другого и часто наперекор даже чувству самосохранения» (Сеченов, 1952). Это определение И. М. Сеченова положено в основу современного понимания воли, которое дает крупнейший специалист в области психологии спорта А. Ц. Пуни: «Воля — деятельная сторона разума и моральных чувств, функция нормально работающего мозга, позволяющая человеку управлять собой, особенно в условиях преодоления препятствий различной степени трудности» (Пуни, 1973).

А. Ц. Пуни обнаружил, что каждое волевое проявление личности состоит из трех компонентов: интеллектуального, ибо воля — деятельная сторона разума; эмоционального, ибо воля — деятельная сторона моральных чувств: операционного (умение, навык), ибо проявления воли связаны с преодолением препятствий различной степени трудности. Эти три компонента с большей или меньшей степенью выраженности присутствуют в любом проявлении воли. Конкретные проявления воли получили название волевых качеств.

В спорте особенно важны следующие волевые качества: целеустремленность, настойчивость и упорство, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание. Безусловно, все эти качества важны и для парашютного спорта, но в разной мере. Учитывая, что волевые качества в действиях проявляются не изолированно, а во взаимосвязи друг с другом, можно вслед за А. Ц. Пуни попытаться определить структуру волевых качеств парашютиста.

Ведущим волевым качеством, от которого в первую очередь зависит успех спортсмена-парашютиста, можно назвать выдержку и самообладание — сохранение ясности ума, умение управлять своими мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения, подавление утомления, отрицательных эмоций; при неудачах, встрече с неожиданными препятствиями и других неблагоприятных факторах. Ближайшими к ведущему волевому качеству и подкрепляющими его у парашютистов являются настойчивость и упорство, инициативность и самостоятельность.

Главное качество, объединяющее всю структуру воли, — целеустремленность. Она характеризуется ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных поступков, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на стремлении к достижению намеченной цели. «...Ничто не делается без сознательного намерения, без ясной цели», — писал Ф. Энгельс. Цель выступает как главный регулятор деятельности человека. Она создает и активизирует целеустремленность — важное волевое качество личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели.

Для определения уровня развития этого качества нами было обследовано около 300 спортсменов-парашютистов различной квалификации. Спортсменам задавался ряд вопросов о наличии у них жизненных целей. По совокупности ответов было выделено пять групп:

  • первая (стратеги) — спортсмены, имеющие главную на всю жизнь цель, ряд промежуточных целей, облегчающих достижение главной, знающие способы, пути приближения к главной цели и, что особенно важно, методически работающие в этом направлении;
  • вторая (тактики) — спортсмены, поставившие себе цель в жизни на несколько лет и последовательно добивающиеся ее осуществления;
  • третья — спортсмены, ставящие перед собой небольшие цели в жизни на ближайший (несколько месяцев) период и прилагающие усилия для их выполнения;
  • четвертая (операционалисты) — спортсмены, определенной цели перед собой не имеющие;
  • пятая — спортсмены, имеющие цели в жизни разного масштаба, не согласованные в единую систему, нередко противоречащие друг другу, и главное, что для их претворения в жизнь эти лица не делают необходимых шагов.

Среди более опытных спортсменов (от первого разряда до мастеров спорта) встречается около 30% лиц, имеющих не согласующиеся между собой или совершенно нереальные цели.

Немало было ответов, свидетельствующих о нереальности достижения поставленной цели. Например, спортсмен первого разряда ответил: «Хочу выполнить нормативы мастера спорта». Однако в период подготовки к соревнованиям этот спортсмен на тренировке ни разу не выполнил даже нормативы кандидата в мастера спорта. Неудивительно, что эта цель так и не была достигнута. А спортсмен переживал невыполнение этой цели как неудачу.

В группе наиболее опытных спортсменов (мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, заслуженных мастеров спорта) в 23,1% встречались парашютисты с противоречивыми целями. У них несоответствие целей было связано с тем, что спортивные цели, имеющие еще очень важное, но постепенно снижающееся значение, соседствовали с целями об устройстве своей дальнейшей жизни вне спорта — о будущей работе, учебе.

Большая спортивная цель, подчиняющая помыслы и поступки спортсмена в течение многих лет, является мощной поддержкой на сложном спортивном поприще, где имеется немало взлетов и падений. Неудивительно, что среди наиболее опытных парашютистов не было лиц, не имеющих определенной цели в жизни, а большая часть (65,4%) спортсменов добивалась и добивается поставленной цели уже несколько лет.

Леевик Г. Е. Личность и деятельность спортсмена-парашютиста. М.: ДОСААФ, 1986. - С. 89-113.