Содержание материала

Подвиды стилей деятельности

Выявлено, что стили реализуются в различных манерах или подвидах. Артистический стиль гимнасток имеет подвиды: героико-драматический, присущий спортсменкам со слабой нервной системой и сдвигом баланса нервных процессов в сторону возбуждения, и лирико-романтический, характерный для гимнасток со слабой нервной системой и сдвигом баланса в сторону торможения. У борцов в атакующем стиле выделены силовой и темповый подстили. Первый присущ борцам с большой физической силой, второй — с хорошей выносливостью. В то же время эти подстили присущи и контратакующему стилю, поэтому правильнее, очевидно, говорить о смешанных стилях: атакующе-силовом, контратакующем силовом, атакующее-темповом и контратакующем темповом.

Спортсмену не безразлично, какой стиль деятельности хочет у него сформировать тренер. Формирование стиля деятельности вопреки имеющимся у него типологическим особенностям и склонности к тому или иному стилю (т. е. «чужого» стиля) не проходит для спортсмена бесследно. Выполнение деятельности «чужим» стилем энергетически стоит дороже (Г. Г. Илларионов), замедляется освоение технико-тактических приемов (А. Р. Ширинов), а это ведет к тому, что спортсмен выполняет спортивные разряды на два-три года позже, чем спортсмены, у которых сформирован свой стиль. Нельзя не учитывать и того, что формирование стиля против желания спортсмена приводит к снижению интереса к тренировкам, создание впечатления у него о своей бесталанности и в конце концов — к уходу из спортивной секции. Поэтому на первых этапах овладения мастерством целесообразно формировать тот стиль, к которому стремится сам спортсмен, и лишь на этапе высокого мастерства разучивать тактические действия, связанные с «чужим» стилем, добиваясь технико-тактической универсальности спортсмена.

О целесообразности такого подхода в обучении спортсменов свидетельствуют и другие данные.

В. П. Мерлинкин выделил две группы спортсменов: одна с высокими показателями быстроты, слабой нервной системой и высокой лабильностью, другая — с высоким уровнем силы и выносливости, большой силой нервной системы и низкой лабильностью. В условиях соревнований изучалась эффективность действий тех и других.

Установлено, что эффективность была выше, когда спортсмены использовали действия, опирающиеся на наиболее развитое качество. Когда же спортсменам предложили использовать действия, не соответствующие ведущему качеству, т. е. «силовики» должны были проявлять скоростные качества, а «скоростники» — силовые, эффективность действий и психическое состояние спортсменов ухудшились. Это показывает, что типологически обусловленные формы действий для спортсменов удобнее, комфортнее. Следовательно, эффективность деятельности может определяться имеющимися у спортсменов стилями деятельности.

По данным В. А. Толочека, у тренеров с сильной нервной системой чаще достигали успеха юные ученики с такой же типологической особенностью, а у тренеров со слабой нервной системой чаще добивались высоких результатов юные спортсмены со слабой нервной системой (в пропорции 2:1 и даже 3:1). Опрос заслуженных тренеров страны показал, что у тренеров с сильной нервной системой преобладали выдающиеся ученики тоже с сильной нервной системой, у тренеров со слабой нервной системой преобладали выдающиеся ученики со слабой нервной системой. Причем тренеры с сильной нервной системой предпочитали атакующий стиль, и он же был у большинства их выдающихся учеников, а тренеры со слабой нервной системой предпочитали контратакующий стиль, который был и у большинства их учеников (тоже имевших слабую нервную систему).,

Таким образом, вопрос о стиле деятельности перерастает в вопрос о совместимости педагога и ученика, тренера и спортсмена. Из психофизиологической проблема становится социально-психологической.

Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001.
Глава 11. Дифференциально-психофизиологические аспекты спортивной деятельности. - С. 236-241.