Содержание материала

Специальные спортивные способности

Не менее интересным является и вопрос о качественном своеобразии тех специальных спортивных способностей, которые зависят от типа нервной системы и темперамента спортсмена. Если с этой точки зрения посмотреть на различные виды спорта и даже на некоторые спортивные специальности внутри одного вида (например, в легкой атлетике наряду с бегом на10000 мсуществуют метание молота и прыжок с шестом; лыжное двоеборье включает гонку на15 кми прыжки на лыжах с трамплина и т. д.), то видим, что в силу своей специфики каждый вид спорта, каждая спортивная специальность предъявляет к психике занимающихся помимо общих еще и дополнительные, специальные требования.

Совершенно ясно, что, обладая теми свойствами, которые соответствуют требованиям данной спортивной специальности, спортсмен при прочих равных условиях быстрее и легче добьется в этой специальности ощутимых успехов. Понятно, что человек с инертной нервной системой, с чертами флегматического темперамента достигнет значительно меньших успехов, чем человек с подвижными нервными процессами и с чертами сангвинического темперамента, например в многоборье, в основе которого лежит быстрое переключение от одного стереотипа к другому.

Может ли человек эмоционально невозбудимый, с малой силой и концентрацией возбудительного процесса быстро прогрессировать в спринте или в метаниях, основой которых является действие «взрывного» характера и максимального усилия? Вряд ли!

«Подобно тому как художник или музыкант, — пишет 3. И. Бирюкова, — не смогут передать цветовую или звуковую гамму различного колорита, если они не обладают природными данными к тонкому восприятию и дифференцировке цветовых, световых и звуковых раздражителей... спортсмен не сможет воспроизвести сложный, тонко координированный двигательный акт, если природные свойства его нервной деятельности не обеспечивают возможности создания нужного динамического стереотипа» (Бирюкова, 1961).

Каждая спортивная специальность, как и другие виды деятельности, требует у человека наличия помимо общих еще и специальных способностей. Во многих видах спорта те качества, которые выступают в роли специальных способностей, либо преимущественно, либо в значительной мере зависят от особенностей темперамента: например, тонкая дифференцировка мышечных усилий, адекватное восприятие различных параметров движений (пространственных, временных, силовых), высокая точность их, музыкальная выразительность движений, артистичность, эмоциональная возбудимость — качества, которые совершенно необходимы в таких видах спорта, как спортивная и художественная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание и спортивные танцы на льду.

Быстрота реакции, «чувство дистанции» — качества, необходимые и боксеру и фехтовальщику. Многие из вышеперечисленных качеств предположительно зависят от силы нервной системы и, в свете учения Б. М. Теплова о большей чувствительности слабого типа, дают спортсменам этого типа ряд преимуществ. Не случайно, видимо, в ряде исследований обнаружен большой процент лиц со слабой нервной системой именно в этих видах спорта (Л. Ф. Егупов; В. П. Мерлин, А. П. Кашин) (см, напр., Егупов, 1965, 1967). В работе Кашина приводится тот факт, что среди сборной команды страны по прыжкам в воду значительное количество спортсменов принадлежит к слабому типу нервной системы (Кашин, 1971). В работе В. Горожанина указывается на то, что при исследовании специальных способностей к спринтерскому бегу обнаружена зависимость высокой стартовой скорости от динамичности торможения и эмоциональной реактивности (Горожанин, 1970).

Интересны факты, полученные Л. Д. Гиссеном (1967,1968) в академической гребле. Он изучал особенности деятельности загребных («загребной» — это спортсмен в лодке-команде, который задает темп гребле) и одиночников в связи с подвижностью—инертностью их нервных процессов у взрослых спортсменов и юношей. Автор указывает на то, что в гребле юношеских команд наиболее типичной является одна и та же, ошибка — неспособность молодых спортсменов поддерживать стабильный темп гребли (они все время непроизвольно повышают темп, то в определенный момент приводит к разрушению непрочных двигательных навыков). Вследствие этого тренеры подбивают на «загребного» в юношеских командах спортсмена, который лучше других может выполнить основную задачу — сдержать команду от убыстрения принятого темпа, длительно сохранить постоянный темп и ритм гребли. То же самое касается основной задачи гребцов-одиночников.

Проведенные Л. Д. Гиссеном исследования показали, что у юношей-одиночников и загребных — лучших среди юношей страны — в 100% случаев наблюдалась инертность нервных процессов. По всей вероятности, эта особенность (инертность) способствует успеху в данном виде деятельности в определенном возрастном периоде, т. е. выступает как специальные способности спортсмена.

В гребле мужских команд иная специфика соревновательной деятельности: дистанция гонок самая длинная (2000 м), а время ее прохождения достигает в некоторых классах лодок 7 и более минут (за это время возможны различные тактические маневры, требующие изменения темпа гребли); само начало гонки у мужчин характеризуется тем, что все команды уже с места стремятся резко наращивать темп, доводя его до максимума, чтобы с первых же метров дистанции получить преимущество. В этих условиях задача загребного уже другая — в случае надобности менять темп и заставлять товарищей по команде грести в нужном по ходу гонок темпе. Типологические исследования загребных лучших мужских команд показали, что в противоположность юношам у мужчин 9 из 12 загребных отличались подвижностью нервных процессов.

Близкие показатели имели место в молодежных командах (19-20 лет), где у 10 из 14 загребных наблюдалась подвижность нервных процессов и где условия тренировки и соревнований такие же, как и у мужчин (Гиссен, 1971). Это ли не пример обусловленности уровня достижений в узкой спортивной специальности (к тому же лишь в определенном возрасте) типологическими свойствами нервной системы?

В. И. Секун, изучая тренирующее действие представления движений гимнастов различного возраста и различной спортивной подготовленности, обнаружил, что гимнасты со слабой нервной системой ищут сами и находят психологические приемы, направленные на большую успешность деятельности, раньше, чем гимнасты с сильной нервной системой:

  1. начинают пользоваться тренирующим действием представления движений с более низкого разряда, чем гимнасты с сильной нервной системой;
  2. в условиях соревнований начинают готовиться к следующему подходу сразу же после завершения упражнения на предыдущем снаряде, мысленно выполняя предстоящее гимнастическое упражнение.

Как видим, специальные способности в различных видах спорта зависят от разных свойств типа нервной системы и темперамента. Сама логика соревновательной борьбы в различных видах спорта подсказывает, что кроме общих способностей спортсмены должны отличаться и высоким уровнем развития специальных способностей, многие из которых не могут не зависеть от темперамента.

Вяткин Б. А. К вопросу о соотношении свойств типа нервной системы, темперамента и способностей к спортивной деятельности // Темперамент и спорт. Уч. записки ПГПИ. - Пермь, 1972. - С. 96-112.